114. Правовой режим Арктики
Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.
Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.
Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.
СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.
115. фз рф от 31 июля 1998 года N155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:
водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;
акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;
воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;
морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.
Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).
Согласно положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730 1 "О государственной границе Российской Федерации"Территориальные воды (территориальное море)— это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.
Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.
Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).
Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.
При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).
Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль.
Цель установления прилежащей зоны — предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.
- 1. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- 6. Органы внешних сношений государств
- 7.Возникновение и развитие международного публичного права
- 12. Государственные границы
- 13. Государствоподобные образования
- 15. Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- 19. Добрые услуги и посредничество.
- 20. Договоры с участием мо.
- 22.Запрещенные средства и методы ведения войны.
- 23. Защита, сохранение и охрана морской среды.
- 25. Источники международного права
- 27. Кодификация международного права
- 28. Коллективная безопасность
- 32. Международный контроль
- 34. Космического права. Понятие, источники, субъекты
- 36. Международно-правовой статус индивидов
- 37. Международная система опеки
- Функции и полномочия
- 39. Следственные комиссии
- 40.Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 42. Понятие и источники международного воздушного права
- 43. Правовой статус воздушного пространства
- 44. Международное морское право — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими.
- 45. Международное право в период вооруженных конфликтов — отрасль международного права
- 46.Межд.Право в рамках национальной юрисдикции и в судах.
- Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран
- Судебные органы
- Преступления по международному праву
- 53. Понятие и источники международного экономического права
- 54. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- 55. Защита лиц пользующихся дипл.Иммунит. Пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
- 56. Международная правосубъектность народов (наций)
- 58. Понятие и сущность международно-правового признания
- 59. Правовой статус космического пространства и небесных тел
- 60. Международно-правовые вопросы гражданства
- 62. Международные договоры об Оружие массового уничтожения
- Классификация международных организаций
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- 66. Понятие и виды международных правонарушений
- 68. Международные каналы
- 70. Международный экономический договор: понятие, виды, значение. Гатт. Вто.
- 71. Международный район морского дна
- 72. 73. Международный Суд оон
- 76. Меры доверия
- 78. Механизм защиты прав человека в рамках оон
- 79.Мировые войны и международное право.
- 80. Миротворческие операции оон.
- 81. Многосторонние акты о правах человека (виды и характер-ка)
- 83. Непосредственные переговоры и консультации
- 84. Основные принципы международного права
- 85.Обычное оружие и международное право
- 86. Оговорки и заявления к договорам
- 89.Операции по поддержанию мира.
- Статья 44
- Статья 45
- Статья 46
- Статья 47
- Статья 48
- Статья 49
- Статья 50
- Статья 51
- Оон преследует следующие цели:
- Главные органы оон
- 93. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности
- 94. Обстоятельства, исключающие ответственность государств. Ответственность за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности
- 96. Понятие международного права, его особенности
- 97. Принцип мирного разрешения споров
- Классификация по кругу участников
- 103. Постоянно нейтральные гос-ва.
- 104. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 105. Понятие и источники права внешних сношений
- Источники
- Международный договор
- 114. Правовой режим Арктики
- 116. Военная оккупация
- 117. Исключительная экономическая зона
- 119. Правовой режим космических объектов.
- 121. Реки международные
- 122. Пр. Режим Открытое море
- 123. Правовой статус воздушного пространства
- 124. . Правопреемство в международных отношениях
- 129. Прекращения и приостановления международных договоров. Недействительность международных договоров.
- 132. Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
- 133. Принцип равноправия и самоопределения народов
- 134. Принцип уважения прав человека и основных свобод
- 135. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- 136. Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- 137. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- 138. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 139. Принцип суверенного равенства государств
- 140. Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- 142. Реализация (применение) норм международного права в сфере внутринацион-го права. Статья 15 Констит.Рф
- 143. Региональные международные организации
- 144. Реформы оон.
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- «Санкции» и «контрмеры»
- 147. Система международного права
- 150. Содружество Независимых Государств: создание, правовая природа, членство, цели, принципы. Экономическая и политическая интеграция в рамках снг.
- 151. Соотношение международного права и внутригосударственного права
- 153. Специальные миссии
- 154. Становление современного международного права
- 157. Толкование международных договоров