Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственный Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:
а) правовая природа депутатского мандата;
б) принцип несовместимости;
в) депутатский иммунитет;
г) депутатский индемнитет;
д) основные формы деятельности и права парламентария.
Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально этот статус регламентируется Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп. Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна.
Депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, т. е. все они (в том числе и избранные в одномандатных избирательных округах) рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладаютимперативным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов государственной власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно этими органами отозваны.
Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некоторыми иными видами деятельности. В частности член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе: быть депутатом иного представительного органа или выборным должностным лицом, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности), состоять членом органа управления коммерческой организации (следовательно, участником и даже учредителем коммерческих организаций парламентарии быть могут).
Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не является абсолютным — согласие соответствующей палаты необходимо лишь при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий: задержания, ареста или обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса, личного досмотра (за исключением случаев, когда досмотр предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). В случае совершения процессуальных действий (включая возбуждение уголовного дела) вне связи с осуществлением депутатских полномочий согласие палаты не требуется, однако оно необходимо для передачи дела в суд. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию (переписку). Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.
Депутатский индемнитет включает две составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате (в том числе и после истечения срока полномочий); 2) материальное обеспечение депутатской деятельности (денежное вознаграждение, обязательное государственное личное и имущественное страхование, жилищно-бытовое, медицинское, пенсионное обеспечение и т. п.; по объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, а председатели палат и их заместители — соответственно к Председателю Правительства РФ и заместителю Председателя Правительства РФ).
Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются:
участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат;
участие в работе комитетов и комиссий палаты, а также согласительных (совместных, межпалатных) комиссий;
участие в выполнении поручений палат и их органов;
участие в парламентских слушаниях;
внесение законопроектов в Государственную Думу;
внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса (индивидуально, от своего имени);
обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты (в рамках «правительственного часа»);
обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;
работа с избирателями, при этом депутаты Государственной Думы, избранные по партийному списку, «приписываются» соответствующей фракцией к какому-либо субъекту РФ (для членов Совета Федерации данная форма работы не применяется, так как они не избираются непосредственно избирателями);
участие в работе депутатских объединений (в соответствии с Регламентом Совета Федерации создание в верхней палате фракций и депутатских групп не допускается, следовательно, и данная форма парламентской деятельности членами Совета Федерации не применяется) и др.
Для реализации своих полномочий в соответствующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосредственное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, получение справочных материалов, консультирование, преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в СМИ, на прием в первоочередном порядке должностными лицами и др.
- Конституционное право России: понятие, предмет и метод правового регулирования, место в системе отраслей российского права.
- Предмет, метод конституционного права России, его место в системе национального права
- Источники конституционного права России как отрасли и науки.
- Конституция Российской Федерации 1993 года: история создания, основные черты содержания, юридические свойства. История создания.
- Конституция рф 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия
- Порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
- Охрана и защита Конституции Российской Федерации.
- Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.
- Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации.
- Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовая регламентация.
- Всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Особенности республиканской формы правления в Российской Федерации.
- Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Основания приобретения и утраты гражданства Российской Федерации. Федеральный закон "о гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-фз
- Понятие и основные характеристики принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
- Социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
- Идеологическое и политическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Понятие и принципы российского гражданства. Институт двойного гражданства. Безгражданство. Гражданство рф: понятие и общие принципы
- Двойное гражданство и безгражданство.
- Право на жизнь, достоинство личности и иные личные права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Система конституционных обязанностей в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации.
- Право законодательной инициативы в рф и субъектах рф
- Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов
- Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания
- Непосредственная демократия понятие и институты. Институты непосредственной демократии
- Общая характеристика избирательного права
- Институт референдума всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
- Право граждан на участие в управлении делами государства и иные политические права, проблемы их реализации.
- Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственный Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Конституционные гарантии реализации и охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина.
- Конституционная характеристика России как федеративного государства. Принципы федеративного устройства России.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
- Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации.
- Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
- Конституционные функции и полномочия Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: функции, состав, структура, полномочия палат.
- Правительство Российской Федерации: функции, порядок формирования, полномочия.
- Понятие и назначение судебной власти. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: место в системе органов государственной власти, состав, функции и полномочия.
- Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации.