Конституционные функции и полномочия Президента Российской Федерации.
Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету, его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:
• представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);
• функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;
• обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;
• определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:
1. Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц:
назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;
принятие решения об отставке Правительства РФ;
назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);
представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора РФ;
внесение предложений (соответственно в Государственную Думу и в Совет Федерации) об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора РФ;
представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ;
назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ;
2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:
назначение выборов депутатов Государственной Думы;
право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;
назначение федерального (а в определенных ситуациях и регионального) референдума;
обладание правом законодательной инициативы;
промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ;
обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджетные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);
право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);
отмена актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).
3. Полномочия в области внешней политики:
осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;
издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;
ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;
подписание ратификационных грамот;
принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей, которые аккредитуются при главе государства;
назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).
4. Полномочия в области обороны и безопасности:
утверждение военной доктрины;
назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;
выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);
введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении». Указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации;
направление предложения Совету Федерации об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.
5. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности:
решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;
учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;
осуществление помилования (с 2002 г. порядок осуществления помилования изменен в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.01 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).
Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством издания актов в двух формах: указ и распоряжение. Если указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами (хотя они могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности и т. п.), то распоряжения — это акты организационного, индивидуального характера. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, они обладают большей юридической силой по отношению к актам Правительства РФ, ведомственным актам, актам региональных органов государственной власти (изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).
Определяя место правовых актов Президента РФ в системе источников национального права, следует подчеркнуть, что они (акты Президента) не должны противоречить принятым,имеющимся федеральным конституционным законам и федеральным законам; осуществляя регламентарную власть, Президент РФ может издавать свои акты и в отсутствие закона (который пока не принят, или не должен быть принят в принципе, исходя из концепции разделения власти).
Поскольку Президент РФ — не только должностное лицо, но и орган государственной власти, для реализации своих полномочий он имеет достаточно обширный аппарат, включающий как предусмотренные Конституцией РФ государственные органы и должностных лиц — Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах, на международной арене и т. д.), так и не предусмотренные Конституцией РФ, которые, тем не менее, не являются неконституционными, поскольку сформированы Президентом РФ в рамках своих конституционных полномочий, — Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека; многочисленные комиссии (по вопросам гражданства, по государственным наградам, по федеративным отношениям и местному самоуправлению и др.).
- Конституционное право России: понятие, предмет и метод правового регулирования, место в системе отраслей российского права.
- Предмет, метод конституционного права России, его место в системе национального права
- Источники конституционного права России как отрасли и науки.
- Конституция Российской Федерации 1993 года: история создания, основные черты содержания, юридические свойства. История создания.
- Конституция рф 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия
- Порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
- Охрана и защита Конституции Российской Федерации.
- Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.
- Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации.
- Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовая регламентация.
- Всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Особенности республиканской формы правления в Российской Федерации.
- Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Основания приобретения и утраты гражданства Российской Федерации. Федеральный закон "о гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-фз
- Понятие и основные характеристики принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
- Социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
- Идеологическое и политическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Понятие и принципы российского гражданства. Институт двойного гражданства. Безгражданство. Гражданство рф: понятие и общие принципы
- Двойное гражданство и безгражданство.
- Право на жизнь, достоинство личности и иные личные права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Система конституционных обязанностей в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации.
- Право законодательной инициативы в рф и субъектах рф
- Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов
- Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания
- Непосредственная демократия понятие и институты. Институты непосредственной демократии
- Общая характеристика избирательного права
- Институт референдума всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
- Право граждан на участие в управлении делами государства и иные политические права, проблемы их реализации.
- Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственный Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Конституционные гарантии реализации и охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина.
- Конституционная характеристика России как федеративного государства. Принципы федеративного устройства России.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
- Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации.
- Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
- Конституционные функции и полномочия Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: функции, состав, структура, полномочия палат.
- Правительство Российской Федерации: функции, порядок формирования, полномочия.
- Понятие и назначение судебной власти. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: место в системе органов государственной власти, состав, функции и полномочия.
- Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации.