logo
ответы Конституционное право России

Право граждан на участие в управлении делами государства и иные политические права, проблемы их реализации.

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ:

1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет);

2) право на участие в референдуме;

3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем);

4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан);

5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы).

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Реализация.

Важным правом является право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Мы используем данное право, когда голосуем на референдуме, на выборах депутатов Государственной Думы, на выборах Президента РФ.

Выборы депутатов Государственной Думы производятся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Выборы производятся по федеральным спискам кандидатов, в которые обычно заносятся кандидаты от политических партий, официально зарегистрированные в РФ. Главная проблема заключается в подготовке и проведении выборов. На выборах депутатов в Государственную Думу 2007 года независимые наблюдатели от европейских структур отмечали, что было много нарушений. Например, часто политические партии нарушают период предвыборной агитации, потому как на время начала выборов должны быть сняты все агитационные плакаты, но этого часто не делается. Также нарушается политический плюрализм, потому как нередко в средствах массовой информации отдают приоритет именно лидирующей партии. Это выражается в неравномерном распределении эфирного времени для лидирующей партии и оппозиционных партий. Хотя в ст. 10 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" для всех политических партий предусмотрен равный доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Кроме того, существует проблема явки избирателей на выборы. На выборах в Государственную Думу 2007 года явка избирателей составила 64%. В данном случае, это говорит о слаборазвитом правосознании граждан, их убеждённости, что всё уже решено заранее и нет смысла им идти и голосовать.

Также имеются проблемы реализации политических прав в ходе выборов Президента РФ. Здесь вопрос стоит по поводу самовыдвижения граждан в кандидаты на пост Президента РФ. «Кандидаты на должность Президента Российской Федерации … могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право … принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов …, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей». Из текста закона мы видим, что кандидатов на должность Президента РФ могут выдвигать политические партии, а также существует право граждан на самовыдвижение. Обычно кандидаты выдвигаются от политических партий, потому как у них имеется материальная поддержка партии для проведения предвыборной агитации. Кроме того им не нужно собирать группу граждан численностью 500 человек, для поддержки своего выдвижения в кандидаты на должность Президента, что необходимо сделать самовыдвиженцу. Самовыдвиженцу нужно провести собрания, на котором должны присутствовать 500 человек избирателей, которые поддерживают его кандидатуру. Протокол данного собрания должен быть нотариально заверен и предоставлен в избирательную комиссию с другими необходимыми документами, которые включают сведения о доходах данного гражданина, о принадлежащем ему имуществе, вкладах в банках и имущественных обязательствах. Из этого следует, что гражданин должен иметь материальную базу для проведения своей предвыборной кампании, наличие которой он должен подтвердить, представив перечисленные документы в избирательную комиссию. Поэтому данное право на самовыдвижение могут реализовать не все граждане, которые соответствуют указанным в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» условиям (возраст, образование и другие условия). Таким образом, можно считать порядок самовыдвижения более сложным по сравнению с выдвижением кандидата от политической партии.

Каждый гражданин имеет право на объединение, которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения, например, в политические партии, либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Главной проблемой является регистрация политических партий. Данный процесс регулирует Федеральный закон «О политических партиях». Существуют определённые требования к общественным объединениям, выполнив которые они могут зарегистрироваться как политические партии. «… с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии… В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии…» Из данного текста федерального закона видно, что по сравнению с прежними требованиями требования к числу членов партий постепенно уменьшается. Так с 1 января число членов политической партии сократилось на 50 человек в региональных отделениях партии и на 5 тысяч от общего числа членов партии, и такое же сокращение планируется и с 1 января 2012 года. Возможно, это способствует увеличению числа партий, но здесь вопрос встаёт об их конкурентоспособности. Вряд ли избиратели будут голосовать за мелкие политические партии, программу которых они даже не знают, и само по себе увеличение числа партий только больше запутывает избирателей. Проблема также заключается в том, что нередко регистрационные органы отказывают в регистрации партиям, которые могли бы составить реальную конкуренцию правящей партии, что, конечно, не соответствует принципам демократического государства. Кроме того, политические партии не обращаются в Конституционный Суд России с жалобой о нарушении своих конституционных прав. Здесь можно привести отрывок из статьи одного юриста: «Известно, что за последние годы в России не зарегистрировалось ни одной политической партии, хотя неоднократно рассматривались заявления об их регистрации… как следует из архива Конституционного суда РФ, за 10 лет не было создано ни одного прецедента по рассмотрению в Конституционном Суде РФ допустимой жалобы, поданной политической партией, оспаривавшей в судах незаконность отказа в ее государственной регистрации».

Реализация в России политического права граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, шествия и пикетирование тоже имеет ряд проблем. В первую очередь, это необходимость уведомления властей о готовящемся мероприятии и получение от них разрешения на проведение данного мероприятия. «Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия…». Кроме того в данном уведомлении должны быть указаны цель, форма, место проведение, дата и время начала и окончания публичного мероприятия, количество участников, меры обеспечения организатором общественного порядка во время проведения мероприятия, а также сведения об организаторе и уполномоченных им лиц для осуществления распорядительных функций. Таким образом, власти устанавливают полный контроль над мероприятием, не говоря уже о возможности их отказа в разрешении на проведения данного мероприятия. Это резко отличает Россию от Европы, где уведомления властей и их разрешения не требуется для проведения публичного мероприятия.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Гражданин должен направить «письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов». Иногда у граждан возникают проблемы с определением в какой именно орган государственной власти или к какому должностному лицу им стоит обратиться по поводу своей проблемы. Это происходит от недостатка правовых знаний. Также отмечается, что жалоб и заявлений в государственные органы приходит больше, чем предложений. А ведь именно посредством предложений граждане могут повлиять на деятельность государства, указать на недостатки законов или иных нормативных правовых актов. Но опять, же из-за неразвитости правосознания граждане этого не делают.

Политическое право граждан на свободу слова сейчас реализуется более полно, потому как существует возможность высказывать свои мысли в Интернете на различных сайтах и в социальных сетях. Что касается периодических изданий и телевидения, то всё же сохраняется определённый государственный контроль над ними, хотя он отрицается представителями власти. То есть контроль ведётся именно по поводу различных политических выступлений. Кроме того, с 2000 года наблюдается рост убийств журналистов, в том числе и оппозиционных, которые позволяли себе резкие высказывания в отношении правящей партии и в целом по поводу деятельности властей. По сравнению с другими странами мира, российскую прессу можно считать менее свободной.

Таким образом, признание государством политических прав человека и гражданина общественной ценностью, их исключительной важности в качестве неотъемлемого элемента демократии, обусловило формирование разнообразных институтов и механизмов реализации политических прав. Проанализировав накопленный опыт, необходимо отметить, что политические права гражданина, гарантированные Конституцией РФ ущемляются, поэтому необходимо разработать научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование данных механизмов.