logo search
Судебная психиатрия как прикладная отрасль меди

Бредовые расстройства. Сверхценные и навязчивые идеи. Роль патологических идей в опасном поведении больных.

Бред - ложное умозаключение, которое, во-первых, не соответствует действительности, искаженно ее отражает, во-вторых, полностью овладевает сознанием больного, остается, несмотря на явное противоречие с действительностью, недоступным коррекции. Определяющими свойствами бреда являются непоколебимое убеждение, ошибочное обоснование, нарушение логики суждения, то есть появление «кривой логики», когда выводы не вытекают из предпосылок («безумие со смыслом»).

Выделяют первичный бред, который часто является единственным признаком расстройства психической деятельности у больного. В данном случае нарушается в основном рациональное, логическое познание - отражение внутренних связей действительности. Нарушена логика рассуждений, искаженные ложные суждения подкрепляются цепью доказательств, имеющих субъективную, кривую логику, свою систему. При этом патологическому толкованию подвергаются все события окружающего, в связи с чем первичный бред часто называют бредом толкования, интеллектуальным бредом. Чувственное познание при этом не страдает. По содержанию первичный бред делится на бред изобретательства, реформаторства, ревности, а также любовный, эротический и др.

Бред образный (чувственный) в отличие от первичного интеллектуального бреда выражается в нарушении не только рационального, но и чувственного познания. Он преимущественно носит наглядный характер с преобладанием воображения, фантазий, грез. Бредовые идеи фрагментарны, в них много неясного, непоследовательного. Они возникают без системы, в отличие от первичного бреда они не доказываются, принимаются как данность. Неактивная работа над содержанием бреда, преобладание интеллектуальной пассивности, свойственной грезящим, характерны для этого вида бреда. При наплыве бредовых представлений в сознании калейдоскопически проносится рой образов. Чувственный бред нередко сопровождается растерянностью, напряженной тревогой. В поступках больных при этом нередко преобладают внезапность и непроизвольность. Он занимает как бы переходное место между первичным бредом и состоянием помрачения сознания.

По содержанию различают чувственный бред преследования, отравления, ревности, ипохондрический (бред болезни), воздействия, ущерба, величия, эротический (любовный).

Бред аффективный является вариантом чувственного бреда; возникает всегда вместе с расстройством настроения (депрессивным или маниакальным аффектом) и своим содержанием всегда отражает настроение, аффект. В его содержании обнаруживается лишь относительная логическая последовательность. При нем, как правило, не наступает необратимых (как при первичном бреде) изменений личности. Его возникновение указывает на гораздо менее глубокое, менее инертное и обратимое расстройство психической деятельности по сравнению с первичным бредом.

В зависимости от аффекта (депрессия, мания) содержание аффективного бреда бывает различным. При депрессии может возникать бред самообвинения, самоуничижения, греховности, бред гибели (например, близких, имущества, жилища), а также нигилистический бред, когда больные говорят о якобы наличии у них неизлечимого заболевания, гниении внутренностей, прекращении деятельности кишечника, исчезновении внутренностей, всего тела. В некоторых случаях возникает бред громадности (бред Котара), когда больные утверждают, что они будут мучиться тысячи лет, земной шар распадется, и все человечество погибнет. При маниакальном изменении аффекта возникают бредовые идеи превосходства, исключительной талантливости, физической силы, величия.

Резидуальный бред - чаще образный бред, остающийся на некоторое время в неизмененном виде в качестве моносимптома после исчезновения всех других проявлений психотического состояния и восстановления к ним критического отношения.

Сверхценные идеи - суждения, возникающие в результате реальных обстоятельств, но занимающие в дальнейшем несоответствующее их значению преобладающее положение в сознании человека с развитием чрезмерного эмоционального напряжения. В отличие от бреда они возникают как патологическое преобразование, обычно запоздалое, естественной реакции на реальные события. Для бреда же характерно с самого начала патологическое толкование действительности. Сверхценные же идеи, несмотря на доминирующее положение в сознании, не становятся воззрением, их появление не сопровождается изменением личности, что характерно для бреда. По истечении некоторого времени сверхценные идеи при благоприятных обстоятельствах утрачивают свою интенсивность и исчезают.