Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.
Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным конституционным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» . Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства.
Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Россия имеет Президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в России. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
К системе права Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству России.
Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные Российской Федерацией международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В число федеральных нормативных правовых актов входят Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации и т.д.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации. К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ч. 1 ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственные символы — Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, а также ее столица — город Москва.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 70) государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона.
Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом. Автором музыки является А.В. Александров. Слова гимна написаны С.В. Михалковым.
Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции России (ч. 2 ст. 70) столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».
Столица Российской Федерации — место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы. Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами ее государственной власти. Под предметами ведения Российской Федерации понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями. Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
В сфере государственного строительства к предметам ведения исключительно Российской Федерации относятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.
В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания России. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации.
В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.
Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет
В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешне-экономические отношения Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы
Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Конституция РФ устанавливает также (ст. 79), что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
- Конституционное право России: понятие, предмет и метод правового регулирования, место в системе отраслей российского права.
- Предмет, метод конституционного права России, его место в системе национального права
- Источники конституционного права России как отрасли и науки.
- Конституция Российской Федерации 1993 года: история создания, основные черты содержания, юридические свойства. История создания.
- Конституция рф 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия
- Порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
- Охрана и защита Конституции Российской Федерации.
- Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.
- Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации.
- Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовая регламентация.
- Всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Особенности республиканской формы правления в Российской Федерации.
- Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Основания приобретения и утраты гражданства Российской Федерации. Федеральный закон "о гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-фз
- Понятие и основные характеристики принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
- Социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
- Идеологическое и политическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Понятие и принципы российского гражданства. Институт двойного гражданства. Безгражданство. Гражданство рф: понятие и общие принципы
- Двойное гражданство и безгражданство.
- Право на жизнь, достоинство личности и иные личные права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Система конституционных обязанностей в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации.
- Право законодательной инициативы в рф и субъектах рф
- Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов
- Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания
- Непосредственная демократия понятие и институты. Институты непосредственной демократии
- Общая характеристика избирательного права
- Институт референдума всероссийский референдум: порядок организации и проведения
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
- Право граждан на участие в управлении делами государства и иные политические права, проблемы их реализации.
- Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственный Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина, проблемы их реализации.
- Конституционные гарантии реализации и охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина.
- Конституционная характеристика России как федеративного государства. Принципы федеративного устройства России.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
- Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
- Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации.
- Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
- Конституционные функции и полномочия Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: функции, состав, структура, полномочия палат.
- Правительство Российской Федерации: функции, порядок формирования, полномочия.
- Понятие и назначение судебной власти. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: место в системе органов государственной власти, состав, функции и полномочия.
- Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации.