30. Политические партии: понятие, требования к политической партии, формы поддержки государством.
Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока) тысяч членов участников, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям посредством: обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации; создания равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям; обеспечения равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях.
Положения статьи ст. 32 закона о политических партиях, регулирующие государственную поддержку, сформировались не на пустом месте. В ряде федеральных законов РФ встречаются нормы, обязывающие государство оказывать поддержку общественным объединениям в период проведения выборов депутатов и референдумов. Так, в ст. 50 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» записано, что государство обеспечивает гражданам РФ, общественным объединениям, политическим партиям свободное ведение агитации при проведении выборов и референдума в соответствии с действующим российским законом.
Следует подчеркнуть, что в ст. 50-54 указанного Закона конкретно освещены общие вопросы предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством массовых мероприятий.
О поддержке государства избирательным объединениям, избирательным блокам говорится в ст. 58 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». В указанной статье устанавливается, что государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам.
Устанавливается равное право доступа к государственным информационным ресурсам граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
В п. 1 32 статьи Закона «О политических партиях» все положительное, что накоплено федеральным законодательством в сфере обеспечения поддержки общественных объединений, политических партий, отлилось в полноценные юридические нормы, основой которых стала формула: федеральные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям.
Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.
Законодательная стратегия взаимодействия российского государства с политическими партиями получила свое нормативное выражение в принятом ФЗ «О политических партиях». Правовой анализ данного закона - ключ к пониманию реальной стратегии взаимодействия общества и государства, которая, на данный момент складывается в результате компромиссов между законодательной и исполнительной ветвями власти.
«Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается». Данная формулировка представляется неполной (а точнее говоря, неверной), поскольку не учитывает очевидное право государства регулировать процессы создания и деятельности политических партий. Более корректной является формулировка аналогичной нормы ФЗ «Об общественных объединениях»: «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом». Отсюда следует, что под подобного рода вмешательством законодатель понимает все формы государственного влияния на деятельность общественных объединений и формы влияния общественных объединений на деятельность государственных органов, которые не предусмотрены ФЗ «Об общественных объединениях». Очевидно, в этом же смысле надо толковать и содержание п. 1 ст. 10 ФЗ «О политических партиях».
Запрет на вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц вытекает из ст. 3 Конституции РФ, согласно которой единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, и никто не может присваивать власть в РФ. Эта норма направлена на то, чтобы оградить органы исполнительной, законодательной и судебной власти, призванные выражать общенародные интересы, от давления со стороны партий, выражающих политические интересы отдельных социальных слоев. Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц следует расценивать как смешение государственных и общественных функций, которое чревато присвоением партиями властных полномочий. С другой стороны, запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий должен служить гарантией реализации конституционных положений о многопартийности, свободе деятельности политических партий, их равенстве перед законом.
«Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии». Закон о партиях не раскрывает, в чем именно может заключаться использование указанными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения в интересах политических партий. Конечно, в этом вопросе правоприменительная практика может, исходя из аналогии закона, ориентироваться на раскрытие понятия «использование преимуществ должностного или служебного положения» в п. 5 ст. 28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в аналогичных нормах иных федеральных избирательных законов. Однако эти нормы (кстати, нуждающиеся в дополнении) рассчитаны лишь на ситуации избирательных кампаний. И то обстоятельство, что в Законе о партиях не перечислены основные формы использования должностного или служебного положения в интересах политических партий, следует считать пробелом в правовом регулировании.
- 1. Аттестация государственных, гражданских служащих. Квалификационный экзамен. Квалификационный разряд.
- 2. Глава муниципального образования: понятие, полномочия, порядок образования.
- 3. Государственное Собрание рб: понятие, порядок выборов, компетенция, структура организации деятельности.
- 4. Законодательный процесс в рф: понятие, значение, характеристика основных стадий.
- 5. Избирательное право: понятие, принципы.
- 6. Избирательные системы: понятие, виды, избирательные системы, применяемые при формировании органов государственной власти рф.
- 7. Избирательный процесс.
- 8. Источники конституционного права: понятие, классификация, иерархия.
- 9. Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы и система.
- 10. Конституционное судопроизводство: общая характеристика.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 12. Конституционно-правовая природа и принципы федеративного устройства рф.
- Конституционно-правовой статус России как федеративного государства.
- 14. Конституционно-правовой статус субъектов рф: структура и основные элементы.
- 15. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина рф.
- 1). Личные права и свободы.
- 2) Политические права и свободы.
- 3) Социально-экономические права и свободы.
- 16. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 17. Конституционные основы судебной системы рф.
- 18. Конституционные принципы местного самоуправления.
- 2) В сфере управления муниципальной собственностью:
- 3) В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
- 19. Конституционный Суд: понятие, компетенция, состав, порядок образования, срок полномочий, принципы деятельности.
- 20. Конституция: понятие, сущность, предмет конституционного регулирования, юридические свойства.
- 21. Муниципальная служба: понятие, принципы и прохождение.
- 22. Муниципальные выборы и референдумы как институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
- 24. Общественные объединения: понятие, виды, правовой статус, формы взаимоотношений общественных объединений и государства.
- 25. Организация работы Президента рф.
- 26. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
- 8. Иные федеральные органы исполнительной власти.
- 27. Основы конституционного строя рф: понятие, элементы.
- 28. Основы правового статуса человека и гражданина: понятие, структура, принципы.
- 29. Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением.
- 30. Политические партии: понятие, требования к политической партии, формы поддержки государством.
- 31. Политические права. Личные права и свободы.
- 32. Понятие и виды административных взысканий.
- 33. Понятие и виды государственной службы.
- 34. Понятие и предмет муниципального права. Источники муниципального права.
- 35. Понятие и признаки местного самоуправления. Теории местного самоуправления.
- 36. Понятие, признаки и виды муниципально-правовых актов.
- 37. Понятие, признаки и виды органов местного самоуправления. Порядок их образования.
- 39. Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 40. Правительство рб: состав, порядок формирования, компетенция.
- 41. Правительство рф: конституционный статус, порядок формирования, компетенция, прекращение полномочий.
- 42. Правовое содержание административной ответственности и ее отличие от других видов ответственности.
- 43. Правовой статус представительного органа местного самоуправления.
- 44. Президент рб: понятие, порядок наделения полномочиями, компетенция, акты.
- 45. Президент рф: порядок выборов, компетенция, акты, прекращение полномочий.
- 46. Принципы социального и правового государства по Конституции рф
- 47. Принятие в рф и образование в ее составе нового субъекта.
- 48. Производство по делам об административных правонарушений.
- 49. Прокуратура рф: понятие, функции и структура органов прокуратуры.
- 50. Разделение властей в рф. Горизонтальное и вертикальное разделение властей.
- 51. Референдум: понятие, виды, правовое регулирование референдума рф.
- 52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.
- 53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства.
- 54. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания рф.
- 55. Структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 56. Структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- 57. Суверенитет в рф: понятие, сущность виды. Россия – суверенное государство.
- 58. Территориальные основы местного самоуправления.
- 59. Устав муниципального образования: понятие и порядок принятия.
- 60. Федеральное Собрание рф: понятие, порядок формирования палат Федерального Собрания рф.
- 61. Форма правления в России.
- 62. Формы непосредственного осуществления населением принадлежащей власти (опрос, публичные слушания, правотворческая инициатива, сход граждан.).
- 63. Экономическая основа местного самоуправления.
- 64. Экономические и социально-культурные права и свободы.
- 65. Экономические основы конституционного строя России.
- 66. Понятие гражданского права. Предмет гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права.
- 67. Объекты гражданского правоотношения
- 68. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- 69. Порядок создания и прекращение деятельности юридического лица.
- 70. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- 71. Понятие, форма и виды доверенности. Передоверие
- 72. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исковая давность
- 73. Понятие и основные виды обязательства.
- 74. Понятие, виды, содержание гражданско- правового договора
- 75. Стадии и способы заключения гражданско- правового договора.
- 76. Способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств
- 77. Недвижимость как объект гражданских прав
- 78. Право собственности: понятие, виды
- 79. Условия действительности сделки, правовые последствия недействительности сделок
- 80. Ст. 228 ук рф «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
- 81. Ст. 108 ук рф «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».
- 82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Проблемы мировой юстиции.
- 83. Участники уголовного процесса. Понятие, виды, процессуальный статус.
- 84. Виды экспертизы, определенные уголовно-процессуальным законодательством. Основания, условия и порядок их проведения.
- 85. Понятие, задачи и значение стадии кассационного производства. Порядок и сроки апелляционного и кассационного обжалования, внесения представлений.
- 87. Рассмотрение уголовного дела в порядке надзора. Пределы прав и виды решений надзорной инстанции: характеристика, основания принятия. Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.
- 88. Научно-технические средства фиксации следственных действий. Научно-технические средства осмотра и предварительного исследования вещественных доказательств.
- 89. Структура типовой методики расследования преступлений как программы практической деятельности
- 90. Криминалистическая характеристика преступлений. Тактические приемы психологического и логического воздействия при изобличении во лжи допрашиваемых лиц.