Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли
3.1. Самозащита прав потребителей в сфере розничной торговли….28
3.2. Возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда……………………………………………………………….31
3.3. Изменение или прекращение правоотношения по договору розничной купли-продажи……………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………..41
Список используемых источников……………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В динамично развивающемся современном обществе определяются четкие тенденции к расширению сферы действия института купли-продажи. В том числе это касается составления и исполнения договоров розничной купли-продажи.
Каждый гражданин практически повседневно в своей жизни выступает стороной данного договора обычным покупателем или розничным продавцом на работе. Каждый день в мире совершаются миллионы сделок розничной купли-продажи, которые образуют розничный торговый оборот.
Актуальность темы настоящего исследования подтверждается также тем, что особое значение договора купли-продажи обусловлено гибкостью и широтой сферы его применения: на основании этого договора товар может быть "перемещен" различными способами и практически любому количеству потребителей.
Несмотря на широкую распространенность, договорная конструкция розничной купли-продажи не находит должного освещения отечественными цивилистами.
Однако зачастую в отношениях между продавцами и потребителями возникают трения, которые могут привести к судебному разбирательству. В этой связи особую важность приобретают вопросы защиты прав потребителей.
Защита прав потребителей - гарантированный законом контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ со стороны государства и общественно-общественное движение в его поддержку.
Защита прав потребителей является составной частью защиты прав человека.
Вопросы защиты прав потребителей во всех высокоразвитых странах и развивающихся странах, занимают ведущее место.
Вопросы изучения проблематики защиты прав потребителей были рассмотрены в трудах многих учёных прошлого. В их числе необходимо отметить: Н. С. Виноградову, В. С. П. Гурскую, Л. П. Дашкова, Ф. Егорова, В. К. Памбухчиянца, О. В. Пигунову, В. Н. Платонова и др.
В современной литературе проблемы в сфере защиты прав потребителей рассматриваются довольно часто.
В частности, исследования в данной сфере проводились такими учеными, как: В.В. Богдан, М.И. Бочарникова, Н.В. Васильчикова, Г.Р. Гафарова, М.А. Дмитриев, И.Д. Еналеева, О.Г. Лазаренкова, В.Ю. Меркулов, К.С. Мудров, А.Н. Невродова, З.И. Петренко и др.
В их работах выделяются проблемы в сфере защиты прав потребителей, как экономического (имущественного), так и правового характера.
Вместе с тем, некоторые проблемы защиты прав потребителей остаются неразрешенными и требуют дальнейшего изучения, что обусловлено последними изменениями в законодательстве, новыми тенденциями на потребительском рынке, ослаблением надзора в сфере защиты прав потребителей со стороны государственных и муниципальных органов и т.д.
Практика реализации прав потребителей в договорных отношениях розничной купли-продажи выявляет проблемы не только их защиты, но и вопросов применения мер ответственности продавца, что, в свою очередь, требует совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
Вступившие 23.12.2018 г. декабря в силу изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей» [5], вобрали в себя предложения, как потребительского сообщества, так и бизнеса, однако решают далеко не все накопившиеся за последние годы проблемы.
Так, применение санкций к продавцам, производителей некачественной продукции не всегда дает необходимый эффект, ведь обычно недобросовестный производитель (продавец, исполнитель) уплачивает штраф и продолжает оказывать некачественные услуги, поставлять опасную для жизни и здоровья продукцию.
Права потребителей должны превалировать над правами продавцов и производителей, поскольку жизнь и здоровье человека - основная ценность.
Важным фактором в повышении качества продукции и предоставляемых услуг является юридическое знание самих потребителей в сфере защиты своих прав.
Предмет исследования – защита прав потребителей в договоре розничной купли-продажи в Российской Федерации.
Объект исследования – правоотношения, возникающие из договора розничной купли-продажи.
Цель исследования – правовой анализ защиты прав потребителей в договоре розничной купли-продажи в Российской Федерации на основании конкретных примеров из существующей судебной практики.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие прав потребителя в Российской Федерации,
- проанализировать законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей,
- охарактеризовать государственные органы Российской Федерации по защите прав потребителей,
- изучить права потребителя по договору розничной купли-продажи,
- определить виды нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи,
- выяснить последствия нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи,
- рассмотреть самозащиту прав потребителей в сфере розничной торговли,
- проанализировать возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда как гражданско-правовой способ защиты прав потребителей в сфере розничной торговли,
- охарактеризовать изменение или прекращение правоотношения по договору розничной купли-продажи.
Методы исследования. Методологическую основу дипломной работы составляют общенаучные и частнонаучные методы познания, а именно: анализ, синтез, метод обобщения, а также системно-функциональный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-догматический, формально-логический, другие методы научного исследования.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список используемых источников.
- Глава 1. Права потребителя и основания их защиты
- Глава 2. Нарушения прав потребителя по договору розничной купли-продажи
- Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли
- Глава 1. Права потребителя и основания их защиты
- 1.1.Понятие прав потребителя
- 1.2 Законодательство о защите прав потребителей
- 1.3.Государственные органы по защите прав потребителей
- Глава 2. Нарушения прав потребителя по договору розничной купли-продажи
- 2.1.Права потребителя по договору розничной купли-продажи
- 2.2 Виды нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи
- 2.3. Последствия нарушений прав потребителей по договору розничной купли-продажи
- Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли
- 3.1. Самозащита прав потребителей в сфере розничной торговли
- 3.2. Возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда
- 3.3. Изменение или прекращение правоотношения по договору розничной купли-продажи