3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп
ДТП делятся на: столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, на пешеходов, на велосипедистов, на стоящее транспортное средство, наезды на гужевой транспорт, наезд на животное и прочие происшествия. Сами названия видов позволяют судить о сущности происшедшего события.
Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения ДТП. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения ДТП и не обязательно имеют с ним причинную связь.
Обстоятельства возникновения ДТП - действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к ДТП лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения ДТП. В отличие от условий обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения ДТП по времени.
Причины возникновения ДТП можно определить как «совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного ДТП» [5]. Приведенное определение соответствует мнению большинства специалистов, считающих, что к ДТП приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий. ведущих к ДТП, составляет различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей со множеством неизвестных.
Существуют и другие подходы к определению причин ДТП. Полагалось, например, что всегда можно точно определить основную причину, но эта точка зрения постепенно изменяется, при этом предпринимается попытка определить взаимосвязь причин, приводящих к возникновению ДТП. Исходя из статистики в 80 - 90 % случаев причины связаны с человеком, в оставшихся 10 – 20 % носят технический характер.
Такое разделение выделяется из предположения, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, возникающие внутри системы АВД. Однако, процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены причины (устранимые причины) в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т. д.
В работах отдельных авторов и официальных документах, обязательных для органов ГАИ часто не различаются понятия: виды нарушений и причины ДТП. Виды нарушений раскрывают «содержание неправильных, противоречащих требованиям безопасности движения действий или бездействия водителя, пешехода или иного участника движения. Под причинами ДТП понимают явление (или их совокупность), которое порождает нарушение правил безопасности движения». Различные виды нарушений могут быть вызваны одной причиной и наоборот.
Как указывает Б. Л. Зотов «Интересы объективного и всестороннего исследования обязывают исходить из классификации как видов нарушении по их содержанию, так и причин нарушений. Если даже подходить упрощенно к анализу их (ДТП) причин и условий, объясняя все лишь недисциплинированностью водителей и пешеходов, то и в этом случае возникает потребность установить, почему честные, достойные и порядочные люди становятся недисциплинированными участниками уличного движениям. Естественно, ответить на эти вопросы значительно сложнее, но результативнее. Виды нарушений, анализ которых безусловно нужен, позволяют судить лишь о содержании противоправных действий, а не о их причинах.
3.3. Анализ ДТП и аварийности
Основные цели анализа ДТП сводятся, во-первых, к систематическому поиску возможностей предупреждения происшествий, и, во-вторых, к выявлению вины, определению меры и причастных к нему лиц. Различают следующие виды анализа:
- анализ единичных ДТП (иначе детерминированный, причинно-следственный, юридический, экспертиза ДТП);
- анализ аварийности, как массового явления (иначе параметрический, вероятностный, статистический) Первый основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, второй - на использовании учетных Данных о ДТП (т. е. параметров ДТП и других статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.).
Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП - построение модели механизма совершения ДТП. Мысленные эксперименты с этой моделью и позволяют выявить возможности предупреждения происшествия и реализовать тем самым первую из названных целей анализа ДТП.
Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БД (юридический анализ, экспертиза ДТП) возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, т.к. выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.
При анализе сведений о большом количестве происшествий выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия и вложены средства. При этом исходные данные не претендуют на отражение причинно-следственных связей, а только на констатацию фактов. Однако на основе сопоставления различных показателей можно получить важные оценки т. е. не приникая в механизм совершения ДТП, установить, какие факторы, какие условия повышают вероятность ДТП и насколько.
Полученные выводы могут быть использованы и применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.
В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого надо четко представлять какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления ?
При решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД объектами сопоставления являются республики, края, области, города Российской Федерации, задачи по предупреждению ДТП в транспортном комплексе Российской Федерации - объединения предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов; задачи совершенствования дорожных условий - дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, перекрестки, пересечения и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП; задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств - категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенностей эксплуатации и др.
К основным показателям следует отнести абсолютные, удельные и относительные показатели аварийности.
Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей отражение масштабов аварийности и оценка ущерба от ДТП. К абсолютным показателям относятся, количество ДТП (в т. ч. совершенных родителями в нетрезвом состоянии), число погибших, число раненых, количество ДТП из-за технический неисправности транспортных средств и другие. Для анализа должны использоваться также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по обеспечению БДД
Набор показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, предприятия, осуществляющего перевозочную деятельность), основными среди них являются:
- характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);
- численность, состояние и развитие парка транспортных средств;
- состояние и развитие дорожной сети (протяженность различных дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в различные промежутки времени);
- наличие и качество работы системы оказания медицинской скорой помощи, служб ГАИ; количество предприятий, осуществляющих перевозочную деятельность, с различной численностью транспортных средств;
- условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка, данные о численности, стаже, возрасте, квалификации водительского состава, наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т. д.).
Используются также абсолютные показатели, характеризующие деятельность по обеспечению БДД:
- по надзору за движением (число выявленных нарушений по видам и категориям участников дорожного движения);
- по мерам административного воздействия к нарушителям требований БДД (числу, видам мер, применяемых к различным категориям участников дорожного движения) и другие показатели. Абсолютные показатели применяют, как правило, для сравнения уровня деятельности автотранспортных предприятий и организаций за истекший и предыдущий ему период (месяц, квартал, полугодие, год). Абсолютные показатели малопригодны для сопостовительского анализа (например, количество ДТП, погибших и раненых в различных регионах не характеризуют там состояние деятельности по обеспечению БДД из-за различных территорий, численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.
Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Абсолютные показатели должны иметь одинаковое содержание. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, в общем количестве ДТП по вине водителей или в ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных видов (грузовых или легковых автомобилей, автобусов и т. д.); удельный вес ДТП отдельных видов в общем количестве ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем количестве ДТП; удельный вес ДТП с участием транспортных средств отдельных видов в общем количестве ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД б общем количестве ДТП; коэффициент виновности водителей, как отношения количества ДТП, возникших по вине водителей к общему количеству ДТП, удельный вес пострадавших (погибших, раненых) различных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др. Удельные показатели применяются для количественного описания структуры аварийности.
Относительные показатели образуются делением одного показателя на другой. Наиболее часто используются такие относительные показатели, как количество ДТП, погибших или раненых на 1 миллион километров пробега транспортных средств на 10 тысяч транспортных средств, 10 тысяч водителей, на 100 тысяч населения, на 100 километров автодорог и т. д.
- 3. Система сбора и обработки информации о дорожно-транспортных происшествиях (дтп)
- 3.1. Понятие дтп
- 3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп
- 3.4. Анализ динамики изменения состояния аварийности
- 3.5. Государственная система учета и анализа дтп. Учет дтп в автотранспортном предприятии.
- 3.6. Анализ дтп в автотранспортном предприятии
- 3.7. Методы анализа аварийности в местах концентрации дтп
- 3.8. Методы проведения служебного расследования дтп. Экспертиза дтп.