logo search
Administrativnoe_pravo__lektsia1

Сущность административного права

Управление – воздействие субъекта на объект (систему объектов, объединенных по определенному признаку, а это взаимосвязь элементов и их составляющих) с целью упорядочения.

Зачем воздействовать и кто участвует?

Субъект – тот, кто воздействует, потому что он может себе это позволить.

Объекты – те, кто вынужден претерпеть воздействие

Без социума человек не жизнеспособен.

Управление:

  1. Биологическое

  2. Кибернетическое

  3. Техническое

  4. Социальное

Рассматривается социальное управление и его разновидности:

  1. Государственное управление (осуществляется государством – системой органов и лиц, функционирующих в них)

  2. Общественное управление (политические партии, общественные движения и организации, фонды)

  3. Муниципальное управление (муниципии – самоуправляемые территории. Район – префект, как глава управы; муниципалитет как организация самоуправления; функция – поддержание инфраструктуры муниципального образования)

Функции – направления развития и деятельности государства.

Социальное управление имеет 3 подвида, в каждом участвуют субъекты и объекты.

Государственное управление – это юридическая категория, а это одна из форм государственной деятельности.

Общественное управление – юридическая категория, присущая общественным объединениям.

Муниципальное управление – юридическая категория, присущая муниципальным образованиям.

Власть в РФ осуществляет Президент, ГД и ФС, исполнительная власть – Правительство РФ и судебная система (ст. 11 Конституции РФ)

Ст. 110. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ.

Вопросы ведения исполнительной власти, по уровням:

  1. Федерального уровня

  2. Уровня субъектов федерации

  3. В совместном ведении

Исполнительная власть есть власть организующая и распорядительная (это её сущность)

Организующая власть заключается в структуре исполнительной власти (по уровням ведения, по субъектам исполнительной власти)

Проблема. Соотнести государственное управление и исполнительную власть. Исполнительная власть – это политико-правовая категория. Отсюда проявление властности – это категория и правовая, и политическая. Государственное управление же – это организационно-правовая категория. Исполнительная власть реализуется только посредством государственного управления. Государственное управление шире по кругу субъектов.

«Власть – это воля и возможность её навязать», - Ш.Л. Монтескьё.

Воля – это исполнительная власть, навязывание – это государственное управление

Навязывание государственного управления в исполнительной власти осуществляется в социально-культурной, экономической и административно-политической сфере.

Сфера – круг правоотношений, нуждающихся в нормативном регулировании.

Метод права – способ воздействия права на предмет.

Метод АП. Метод выражается сначала в предписании, затем в запрещении, и только потом в дозволении.

Предписание, запрет и дозволение

Особенности метода АП: распорядительство – это метод распорядительного типа (есть субъект, объект и механизм воздействия), императивность (неравенство сторон),

II

Функции, принципы системы АП

Функции:

  1. Правоисполнительная

  2. Правотворческая

  3. Правоохранительная

  4. Организационная

  5. Регулятивная – это не прямое управление, а управление, осуществляемое при появлении определенных отношений (действует в определенной области)

Принципы АП:

  1. Приоритет личности

  2. Разделение властей

  3. Федерализм

  4. Принцип законности

  5. Гласность (до определенного предела)

  6. Принцип ответственности

Система АП:

  1. Части (Общая и Особенная)

  2. Институты права (институт государственной службы, институт административной ответственности)

  3. Подинституты права (подинститут административного принуждения)

  4. Нормы права (находятся в Общей части и Особенной части)

На отрасль воздействуют разные правовые институты.

Акт - волеизъявление

Ничтожные акты – те акты, которые не действуют и не вызывают юридических последствий.

Оспоримые акты.