logo
Administrativnoe_pravo__lektsia1

Лекция №2. 05.09.12 Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

Норма – правило поведения, соблюдение которого гарантируется юридическими средствами (например, юридической ответственностью).

Нормы воздействуют на административные правоотношения, регулируя их. Урегулированные правоотношения представляют собой предмет административного права.

Отношения делятся на несколько групп:

  1. Отношения, связанные с выполнением субъектами своих задач, функций, полномочий.

  2. Отношения, которые связаны с выполнением своих задач, функций и полномочий внутри организации

  3. Особая группа отношений, связанных с организацией административной юрисдикции (спорные вопросы, ответственность, принуждение)

Нормы АП имеют собственные признаки и средства защиты.

  1. Защищаются они во внесудебном порядке (посредством мер принудительного или имущественного характера).

  2. Устанавливаются в сфере управления самими уполномоченными лицами

  3. Устанавливаются самими субъектами исполнительной власти

  4. Направлены на упорядочение и совершенствование регулируемых отношений (то есть выполняют регулятивную функцию)

  5. Они имеют управленческий характер

  6. Они защитные – защищают исполнительную власть от нарушений

  7. Они редко обладают гипотезой и санкцией

Меры принудительного характера:

  1. Профилактические меры (принудительная профилактика)

  2. Меры пресечения

  3. Юридическая ответственность

Виды ответственности, как средства защиты административно-правовых норм:

  1. Административно-правовая

  2. Дисциплинарная

  3. Материальная

Данные виды ответственности могут сопутствовать друг другу.

В зависимости от признаков нормы подразделяются на:

  1. По назначению урегулирования предмета:

- материальные (они статичны, что?) (м/б п.4 ст. 1.5 КоАП РФ, ст. 30 ФЗ «О гражданстве», м/б п. 1 ст. 2.1 и ст. 2.7 КоАП)

- процессуальные (динамика, как?) (Ст. 18, ст. 36, ст. 40 ФЗ «О гражданстве»)

  1. По методу воздействия:

- обязывающие (ст 41, ст. 36, ст. 38 ФЗ «О гражданстве»)

- управомочивающие (только для должностных лиц) (п. 1 ст. 4.7, п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ)

- запрещающие (п. 3 ст. 3.7, п. 3 ст 3.13 КоАП)

- предписывающие

- рекомендательные

  1. По адресатам:

-регулирующие деятельность органов, предприятий, служащих, учреждений, организаций (п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, п.2 ст.5.6 КоАП, ст. 5.45 КоАП РФ)

- деятельность граждан (ст. 6.2 КоАП РФ, ст. 19 ФЗ «О гражданстве», п. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве»)

- деятельность общественных объединений, религиозных, политических организаций (п. 1 ст.17.1 КоАП, п.1 ст. 19.5 КоАП)

  1. По форме:

- императивные (ст. 19.6 КоАП, ст. 19.1 КоАП)

- рекомендательные (м/б ст. 41 КоАП, )

  1. По действию:

- в пространстве (территория, континентальный шельф, воздушное пространство, региональное деление – экономический признак, административно-территориальное деление)

- во времени (длительные, кратковременные, разовые)

- по кругу лиц

  1. По реализации (это претворение нормы в жизнь, она всегда правомерна):

- соблюдение нормы

- применение

- исполнение (безоговорочно и в полном объеме)

- использование

Правотворчество - деятельность уполномоченных субъектов, представляющих государство (это результат нормотворчества)

Нормотворчествопотенциальная деятельность уполномоченных субъектов, представляющих государство (при этом воздействие на право возможно в том случае, если он исполнил все процедуры по принятию акта) (то есть в рамках своей компетенции он может творить любые нормы, но они не будут обязательны)

Общественные отношения – возникающая связь между участвующими в ней субъектами и объектами в сфере управления.

Административное правоотношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти при осуществлении государственного управления.

Особенности административного правоотношения:

  1. Возникает на основе административно-правовых норм (за исключением случаев, когда их урегулируют конституционно-правовые нормы, которые иногда присутствуют)

  2. Управленческие отношения складываются только в сфере управления

  3. В них всегда участвует обязательный субъект - это властный, уполномоченный государством орган, должностное лицо или организация.

  4. Ответственность участников административных правоотношений наступает перед государством в лице уполномоченных органов (не друг перед другом, как, например, в гражданском праве)

  5. Споры, возникающие между участниками правоотношений, разрешаются обычно во внесудебном административном порядке

  6. Все участники имеют права и обязанности

  7. Отношения возникают по инициативе любого субъекта независимо от желания контрагента

  8. Это отношения властного характера

Виды административно-правовых отношений:

  1. По объекту (зависимости от направленности прав и обязанностей участников правоотношений):

- возникающие (назначение лица на должность)

- изменяющие (повышение лица в должности)

- прекращающие (смерть лица) (ст. 18 ФЗ «О гражданстве»)

  1. По характеру:

- материальные

- процессуальные

  1. По соотношению прав и обязанностей:

- вертикальные – один участник подчинен другому (соподчинение двух видом: функциональное, организационное)

- горизонтальные – один участник не подчинен другому (у горизонтальных правоотношений есть тенденция перерастать в вертикальные)

  1. По характеру последствий юридических фактов:

- возникающие в результате действия лиц и органов

- возникающие в результате событий (смерть человека)

Источники административного права

Источник АП – внешняя форма выражения административно-правовой нормы.

Источники:

  1. Конституция РФ. Она содержит нормы управления, имеющие прямую направленность. Ст. 22, 24-25, 27, 30-35, 71-73. Конституции и уставы субъектов РФ

  2. Законодательные акты РФ. Законы субъектов РФ. Специальные акты – кодексы (основной – КоАП РФ).

  3. Подзаконные акты (указы Президента РФ, указы лиц, возглавляющих субъекты РФ, постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ – постановления, распоряжения, инструкции, правила, уставы)

В источниках АП всегда есть управленческая норма.