Лекция №2. 05.09.12 Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
Норма – правило поведения, соблюдение которого гарантируется юридическими средствами (например, юридической ответственностью).
Нормы воздействуют на административные правоотношения, регулируя их. Урегулированные правоотношения представляют собой предмет административного права.
Отношения делятся на несколько групп:
Отношения, связанные с выполнением субъектами своих задач, функций, полномочий.
Отношения, которые связаны с выполнением своих задач, функций и полномочий внутри организации
Особая группа отношений, связанных с организацией административной юрисдикции (спорные вопросы, ответственность, принуждение)
Нормы АП имеют собственные признаки и средства защиты.
Защищаются они во внесудебном порядке (посредством мер принудительного или имущественного характера).
Устанавливаются в сфере управления самими уполномоченными лицами
Устанавливаются самими субъектами исполнительной власти
Направлены на упорядочение и совершенствование регулируемых отношений (то есть выполняют регулятивную функцию)
Они имеют управленческий характер
Они защитные – защищают исполнительную власть от нарушений
Они редко обладают гипотезой и санкцией
Меры принудительного характера:
Профилактические меры (принудительная профилактика)
Меры пресечения
Юридическая ответственность
Виды ответственности, как средства защиты административно-правовых норм:
Административно-правовая
Дисциплинарная
Материальная
Данные виды ответственности могут сопутствовать друг другу.
В зависимости от признаков нормы подразделяются на:
По назначению урегулирования предмета:
- материальные (они статичны, что?) (м/б п.4 ст. 1.5 КоАП РФ, ст. 30 ФЗ «О гражданстве», м/б п. 1 ст. 2.1 и ст. 2.7 КоАП)
- процессуальные (динамика, как?) (Ст. 18, ст. 36, ст. 40 ФЗ «О гражданстве»)
По методу воздействия:
- обязывающие (ст 41, ст. 36, ст. 38 ФЗ «О гражданстве»)
- управомочивающие (только для должностных лиц) (п. 1 ст. 4.7, п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ)
- запрещающие (п. 3 ст. 3.7, п. 3 ст 3.13 КоАП)
- предписывающие
- рекомендательные
По адресатам:
-регулирующие деятельность органов, предприятий, служащих, учреждений, организаций (п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, п.2 ст.5.6 КоАП, ст. 5.45 КоАП РФ)
- деятельность граждан (ст. 6.2 КоАП РФ, ст. 19 ФЗ «О гражданстве», п. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве»)
- деятельность общественных объединений, религиозных, политических организаций (п. 1 ст.17.1 КоАП, п.1 ст. 19.5 КоАП)
По форме:
- императивные (ст. 19.6 КоАП, ст. 19.1 КоАП)
- рекомендательные (м/б ст. 41 КоАП, )
По действию:
- в пространстве (территория, континентальный шельф, воздушное пространство, региональное деление – экономический признак, административно-территориальное деление)
- во времени (длительные, кратковременные, разовые)
- по кругу лиц
По реализации (это претворение нормы в жизнь, она всегда правомерна):
- соблюдение нормы
- применение
- исполнение (безоговорочно и в полном объеме)
- использование
Правотворчество - деятельность уполномоченных субъектов, представляющих государство (это результат нормотворчества)
Нормотворчество – потенциальная деятельность уполномоченных субъектов, представляющих государство (при этом воздействие на право возможно в том случае, если он исполнил все процедуры по принятию акта) (то есть в рамках своей компетенции он может творить любые нормы, но они не будут обязательны)
Общественные отношения – возникающая связь между участвующими в ней субъектами и объектами в сфере управления.
Административное правоотношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти при осуществлении государственного управления.
Особенности административного правоотношения:
Возникает на основе административно-правовых норм (за исключением случаев, когда их урегулируют конституционно-правовые нормы, которые иногда присутствуют)
Управленческие отношения складываются только в сфере управления
В них всегда участвует обязательный субъект - это властный, уполномоченный государством орган, должностное лицо или организация.
Ответственность участников административных правоотношений наступает перед государством в лице уполномоченных органов (не друг перед другом, как, например, в гражданском праве)
Споры, возникающие между участниками правоотношений, разрешаются обычно во внесудебном административном порядке
Все участники имеют права и обязанности
Отношения возникают по инициативе любого субъекта независимо от желания контрагента
Это отношения властного характера
Виды административно-правовых отношений:
По объекту (зависимости от направленности прав и обязанностей участников правоотношений):
- возникающие (назначение лица на должность)
- изменяющие (повышение лица в должности)
- прекращающие (смерть лица) (ст. 18 ФЗ «О гражданстве»)
По характеру:
- материальные
- процессуальные
По соотношению прав и обязанностей:
- вертикальные – один участник подчинен другому (соподчинение двух видом: функциональное, организационное)
- горизонтальные – один участник не подчинен другому (у горизонтальных правоотношений есть тенденция перерастать в вертикальные)
По характеру последствий юридических фактов:
- возникающие в результате действия лиц и органов
- возникающие в результате событий (смерть человека)
Источники административного права
Источник АП – внешняя форма выражения административно-правовой нормы.
Источники:
Конституция РФ. Она содержит нормы управления, имеющие прямую направленность. Ст. 22, 24-25, 27, 30-35, 71-73. Конституции и уставы субъектов РФ
Законодательные акты РФ. Законы субъектов РФ. Специальные акты – кодексы (основной – КоАП РФ).
Подзаконные акты (указы Президента РФ, указы лиц, возглавляющих субъекты РФ, постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ – постановления, распоряжения, инструкции, правила, уставы)
В источниках АП всегда есть управленческая норма.
- Административное право: Общая часть
- Лекция №1 05.09.12
- Сущность административного права
- Лекция №2. 05.09.12 Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
- Лекция №3. 13.09.12 Субъекты ап и административных правоотношений
- Лекция №4 19.09.12 Граждане как субъекты административного права
- Государственная служба. Государственные служащие – субъекты административного права
- Административно-правовое положение некоммерческих организаций, предприятий и учреждений
- Лекция № 5 Административно-правовые формы и методы государственного управления Понятие административно-правовых форм государственного управления и их виды
- Административно-правовые методы государственного управления
- Понятие и признаки административного правонарушения, его состав
- Глава 2 – административные правонарушения.
- Лекция №6 3октября 2012 г. Административный процесс. Сущность и виды
- Производство по делам об административных правонарушениях
- Глава 32 предусматривает особенности исполнения отдельных видов наказания. Система способов обеспечения законности в государственном управлении
- Тема 8. Вопросы 5,6,7. Тема 9. Вопросы 1,2,3.
- Тема 10. На каникулы…….Блеать…..