2. Форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим
Чтобы охарактеризовать то или иное государство, необходимо выделить и проанализировать основные три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политико-правовой режим.
Форма правления – это способ организации высших органов государственной власти.
Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.
Монархия – самая древняя форма правления, при которой главой государства является монарх. Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая и политическая безответственность монарха.
В современном мире сохраняются два исторических типа монархии – абсолютная и ограниченная.
Когда власть монарха ничем не ограничена, такая форма правления называется абсолютной монархией. Он издает законы, осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, назначает чиновников. Очень часто в таких монархиях глава государства осуществляет не только политическую власть, но и религиозную.
Для ограниченной монархии свойственно ограничение власти монарха выборным органом (парламентом) либо особым правовым актом (например, конституцией). Власть монарха ограничивается как в области законодательной, так и исполнительной власти.
Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются либо формируются выборным путем.
Характерные признаки республиканской формы правления:
– ограничение власти государственных служащих конкретным сроком их полномочий;
– выборность главы государства и других верховных органов;
– ответственность главы государства в рамках, определенных законом;
– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Современные республики подразделяются на два вида: президентские и парламентские. В президентской республике главу государства (президента) избирают на всеобщих выборах. Он формирует правительство. Президент в своем лице объединяет посты главы государства и главы исполнительной власти. В таких республиках действует принцип разделения властей.
В парламентских республиках правительство образуется из числа лидеров партии, получившей большинство мест в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламента. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность за свои действия. Характерной особенностью является наличие должности премьер-министра, который осуществляет руководство исполнительной властью. Президент в парламентской республике не оказывает существенного влияния на государственную жизнь.
Иногда встречается смешанная форма правления – полупрезидентская республика. Она характеризуется сочетанием черт как президентской, так и парламентской республики.
Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи государственных территориальных образований, закрепленных в конституции.
Выделяют несколько видов государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование. В унитарных государствах существует единая структура государственного аппарата на всей территории страны: один президент, одно правительство, один парламент, которые распространяют свою юрисдикцию на всю страну, все административно-территориальные единицы имеют равный одинаковый юридический статус, но в политическом плане эти единицы не обладают самостоятельностью и подчиняются центральному руководству; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; функционирует единая денежная, налоговая и кредитная система.
Федерация – это союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом. Она является более сложной формой государственного устройства. В федеративном государстве его территория состоит из территорий входящих в него субъектов. В таком государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов и т. д.). Каждый субъект имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власть. Причем эти органы власти обладают своей сферой полномочий, в которую никакой другой орган федерации не имеет права вмешиваться, субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Отношения между субъектами и федерацией определяются конституцией либо договорами.
Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств на договорной основе для достижения определенных целей (экономических, военных, политических). При конфедерации создаются органы управления общие для всех государств. Сами государства сохраняют свою самостоятельность и независимость. Порядок вступления и выхода из конфедерации определяется государствами, входящими в ее состав.
Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
Политико-правовые режимы весьма разнообразны, поскольку на них влияют многие обстоятельства, в частности, сущность и форма государственного устройства и правления, характер законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и др.
Все многообразие политико-правовых режимов принято сводить к двум основным разновидностям – демократическим и недемократическим. Политико-правовая сторона демократического политико-правового режима характеризуется следующими признаками:
плюрализм в общественно-политической жизни;
реализация принципа разделения властей;
защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;
создание эффективных механизмов прямого участия населения в осуществлении государственной власти через избирательную систему;
предоставление свободы личности в выборе сферы общественной деятельности, в том числе экономической;
законодательная база, отражающая объективные потребности личности и общества.
Содержательная сторона недемократических режимов прямо противоположна вышеперечисленным признакам демократического режима. Ее основные характеристики:
господство одной политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности;
ограничение политических прав и свобод граждан;
низкий экономический уровень жизни народа;
злоупотребление карательными мерами воздействия на инакомыслящих и использование принуждения в осуществлении методов управления;
милитаризация общественной жизни.
- А. Л. Дашкевич е. А. Кузнецова основы права
- 1. Сущность и функции государства
- 2. Форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим
- 3. Сущность права
- 4. Правонарушение и юридическая ответственность
- 5. Понятие, виды и порядок вступления в силу нормативных актов
- 6. Характеристика Конституции Республики Беларусь
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- 7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8. Гражданство Республики Беларусь
- 9. Политическая система общества
- 10. Избирательное право и избирательная система. Референдум
- 2) (В субъективном смысле) – право гражданина избирать и избираться.
- 11. Конституционно-правовой статус Президента
- 12. Правовые основы деятельности Парламента
- 13. Правовые основы деятельности Правительства
- 14. Судебная власть
- 15. Органы государственного надзора и контроля
- 16. Предмет и система административного права
- 17. Государственная служба
- 18. Административные правонарушения и меры взыскания за их совершение
- 19. Производство по делам об административных правонарушениях
- 20. Предмет и система гражданского права
- 21. Юридические лица: понятие и виды
- 22. Физические лица как субъекты гражданского права
- 23. Понятие и формы сделок
- 24. Понятие и формы собственности
- 25. Предмет и система семейного права
- 26. Заключение и прекращение брака
- 27. Опека и попечительство
- 28. Лишение и ограничение родительских прав
- 29. Предмет и система трудового права
- 30. Трудовой договор
- 31. Рабочее время и время отдыха
- 32. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 33. Предмет и система финансового права
- 34. Финансовая деятельность и финансовая система
- 35. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
- 36. Предмет и система уголовного права
- 37. Понятие, признаки и классификация преступлений
- 38. Состав преступления и его элементы
- 39. Виды наказаний в уголовном праве
- Литература Нормативные правовые акты
- Учебники и учебные пособия
- СОдержание
- Дашкевич Александр Леонидович кузнецова Елена Анатольевна основы права
- 220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.