22. Законодательный процесс
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — 1) в узком значении — урегулированный Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ порядок (процедуры) обсуждения, принятия и опубликования федеральных законов. Законодательный процесс в этом значении идентичен понятию законодательной процедуры (процедуры в значении «макропроцедуры», объединяющей совокупность конкретных, или «микропроцедур», связанных с разработкой, обсуждением и принятием законов);
2) в широком значении — совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов, а также соответствующих этим процедурам действий участников законодательного процесса.
В широком смысле законодательный процесс может быть представлен не только как набор процедур «производства» законов, но и как само это «производство» или деятельность — система взаимосвязанных и объединенных единым замыслов правотворческих действий законодателя. В этом значении законодательный процесс есть длящийся во времени процесс, который распадается на ряд этапов, именуемых стадиями законодательного процесса, т.е. относительно обособленных этапов разработки, принятия и опубликования законов, урегулированных нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Стадии законодательного процесса детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко оговорены процессуальными нормами конституционного права. Игнорирование какой-либо из стадий либо пренебрежение процедурными правилами какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве.
Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:
1) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (т.н. стадия законодательной инициативы);
2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием либо отклонением его (полностью или частично);
3) одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо отклонение его;
4) подписание закона либо его отклонение (применение вето) Президентом РФ;
5) опубликование закона. Наряду с основными выделяются и дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок отклонённого Президентом закона.
- 11.Правонарушение: понятие, виды, признаки
- 18.Защита прав человека в рф.
- 22. Законодательный процесс
- 23.Принципы деятельности судебной системы рф.
- 25.Федеральное устройство рф.
- 27. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений
- 38. Порядок и сроки предъявления потребителям претензии по поводу недостатков товаров.
- 39. Понятие брака. Порядок его заключения и прекращения.
- 40. Права и обязанности супругов
- 41.Права и обязанности родителей и детей.
- 46. Трудовой договор: Понятие. Виды. Содержание. Порядок его заключения.
- 47.Изменение трудового договора.
- 48.Прекращение трудового договора. Увольнение работника.
- 49.Коллективные договоры и соглашения.
- 52.Административное право и административные правоотношения.
- 54. Административный процесс
- 55.Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.