58. Понятие и сущность международно-правового признания
Под международно-правовым признанием в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории. Этот акт носит добровольный характер, что подчеркивается в определении, т.е. следует помнить о том, что признание является правом государства, а не его обязанностью. Хотя длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.
Признание может быть не явно выраженным. Его можно усмотреть в определенных конклюдентных действиях государства (предложении установить дипломатические или консульские отношения, заключить договор о поставке и т.п.).
Итак, признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, при помощи которого он констатирует наличие или отсутствие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права, соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и международной правосубъектности. К примеру, при помощи признания можно установить правоотношения между вышедшим на международную арену государством и признающим государством. Факт наличия признания означает, что государство рассматривает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.
Акт, противоположный признанию, в литературе именуется протестом. Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.
В доктрине существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, правительству - способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания адресату упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания.
Сущность декларативной теории заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. В литературе распространено мнение, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям международной жизни.
Формы и виды признания
Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.
Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.
Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.
Как специфический вид признания можно рассматривать признание ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.
Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.
Виды признания
Различают признание государств и признание правительств.
Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.
Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.
Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.
- 1. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- 6. Органы внешних сношений государств
- 7.Возникновение и развитие международного публичного права
- 12. Государственные границы
- 13. Государствоподобные образования
- 15. Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- 19. Добрые услуги и посредничество.
- 20. Договоры с участием мо.
- 22.Запрещенные средства и методы ведения войны.
- 23. Защита, сохранение и охрана морской среды.
- 25. Источники международного права
- 27. Кодификация международного права
- 28. Коллективная безопасность
- 32. Международный контроль
- 34. Космического права. Понятие, источники, субъекты
- 36. Международно-правовой статус индивидов
- 37. Международная система опеки
- Функции и полномочия
- 39. Следственные комиссии
- 40.Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 42. Понятие и источники международного воздушного права
- 43. Правовой статус воздушного пространства
- 44. Международное морское право — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими.
- 45. Международное право в период вооруженных конфликтов — отрасль международного права
- 46.Межд.Право в рамках национальной юрисдикции и в судах.
- Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран
- Судебные органы
- Преступления по международному праву
- 53. Понятие и источники международного экономического права
- 54. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- 55. Защита лиц пользующихся дипл.Иммунит. Пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
- 56. Международная правосубъектность народов (наций)
- 58. Понятие и сущность международно-правового признания
- 59. Правовой статус космического пространства и небесных тел
- 60. Международно-правовые вопросы гражданства
- 62. Международные договоры об Оружие массового уничтожения
- Классификация международных организаций
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- 66. Понятие и виды международных правонарушений
- 68. Международные каналы
- 70. Международный экономический договор: понятие, виды, значение. Гатт. Вто.
- 71. Международный район морского дна
- 72. 73. Международный Суд оон
- 76. Меры доверия
- 78. Механизм защиты прав человека в рамках оон
- 79.Мировые войны и международное право.
- 80. Миротворческие операции оон.
- 81. Многосторонние акты о правах человека (виды и характер-ка)
- 83. Непосредственные переговоры и консультации
- 84. Основные принципы международного права
- 85.Обычное оружие и международное право
- 86. Оговорки и заявления к договорам
- 89.Операции по поддержанию мира.
- Статья 44
- Статья 45
- Статья 46
- Статья 47
- Статья 48
- Статья 49
- Статья 50
- Статья 51
- Оон преследует следующие цели:
- Главные органы оон
- 93. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности
- 94. Обстоятельства, исключающие ответственность государств. Ответственность за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности
- 96. Понятие международного права, его особенности
- 97. Принцип мирного разрешения споров
- Классификация по кругу участников
- 103. Постоянно нейтральные гос-ва.
- 104. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 105. Понятие и источники права внешних сношений
- Источники
- Международный договор
- 114. Правовой режим Арктики
- 116. Военная оккупация
- 117. Исключительная экономическая зона
- 119. Правовой режим космических объектов.
- 121. Реки международные
- 122. Пр. Режим Открытое море
- 123. Правовой статус воздушного пространства
- 124. . Правопреемство в международных отношениях
- 129. Прекращения и приостановления международных договоров. Недействительность международных договоров.
- 132. Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
- 133. Принцип равноправия и самоопределения народов
- 134. Принцип уважения прав человека и основных свобод
- 135. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- 136. Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- 137. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- 138. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 139. Принцип суверенного равенства государств
- 140. Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- 142. Реализация (применение) норм международного права в сфере внутринацион-го права. Статья 15 Констит.Рф
- 143. Региональные международные организации
- 144. Реформы оон.
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- «Санкции» и «контрмеры»
- 147. Система международного права
- 150. Содружество Независимых Государств: создание, правовая природа, членство, цели, принципы. Экономическая и политическая интеграция в рамках снг.
- 151. Соотношение международного права и внутригосударственного права
- 153. Специальные миссии
- 154. Становление современного международного права
- 157. Толкование международных договоров