32. Правотворческий процесс, его содержание и виды.
Правотворчество — это деятельность государственных органов, направленная на усовершенствование законодательства, путём принятия новых нормативно-правовых актов, изменения или отмены устаревших.
В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.
-Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.
-Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.
-Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом).
-Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.
-Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.
-Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.
-Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.
Содержание правотворческого процесса:
1. Стадия законодательной (более широко – нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта.
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.
5 .Принятие нормативного акта.
6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.
- 1. Основные теории происхождения гос-ва.
- 2. Основные теории происхождения права.
- 3. Соотношение гос-ва и права.
- 4. Понятие и признаки гос-ва.
- 5. Функции гос-ва.
- 6. Формы гос-ва.
- 7. Формы гос. Правления.
- 8. Формы гос. Устройства.
- 9. Политический режим гос-ва.
- 10. Понятие и признаки права.
- 11. Функции права: понятие и виды.
- 12. Понятие и классификация принципов права.
- 13. Право в системе социальных норм.
- 14. Источники права.
- 15. Нормативные правовые акты.
- 16. Правовые системы.
- 17. Понятие системы права.
- 18. Предмет и метод правового регулирования.
- 19. Понятие и признаки нормы права.
- 20. Классификация норм права.
- 21. Структура нормы права.
- 22. Понятие и признаки правоотношений.
- 23. Виды правоотношений.
- 24. Юридические факты: понятие и виды.
- 25. Реализация права. Основные формы реализации права.
- 26. Применение права. Стадии правоприменительной деятельности.
- 27. Пробелы в праве и способы их устранения.
- 28. Понятие и виды правомерного поведения.
- 29. Правонарушение: понятие и признаки.
- 30. Состав правонарушения.
- 31. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
- 32. Правотворческий процесс, его содержание и виды.
- 33. Законность и правопорядок.
- 34. Конституционное право как отрасль права.
- 35. Конституция как основной закон государства.
- 36. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
- 37. Конституционные основы федеративного устройства рф.
- 38. Система органов государственной власти России.
- 39. Судебная система рф.
- 40. Административное право как отрасль права.
- 41. Административное правонарушение: признаки и состав.
- 42. Административная ответственность и ее виды.
- 43. Гражданское право в системе российского права.
- 44. Гражданские правоотношения и основания их возникновения.
- 45. Объекты гражданских правоотношений.
- 46. Граждане как субъекты гражданских правоотношений.
- 47. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.
- 48. Государство как субъект гражданских правоотношений.
- 49. Сделки: понятие, форма и виды.
- 50. Условия действительности сделок. Недействительные сделки.
- 51. Право собственности: понятие и содержание.
- 52. Приобретение и прекращение права собственности.
- 53. Обязательства в гражданском праве.
- 54. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- 55. Заключение гражданско-правового договора
- 56. Наследственное право
- 57. Понятие и основные принципы семейного права
- 58. Порядок заключения и расторжения брака
- 59. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей
- 60. Трудовое право как отрасль права
- 61. Трудовой договор
- 62. Рабочее время и время отдыха
- 63. Дисциплина труда
- 64. Понятие уголовного права, его задачи и принципы
- 65. Преступление: признаки, состав и категории
- 66. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении.
- 67. Уголовная ответственность и уголовные наказания
- 68. Освобождение от уголовной ответственности и наказания
- 69. Уголовно-процессуальное право: понятие, принципы и стадии уголовного процесса
- 70. Гражданское процессуальное право: понятие, принципы и стадии гражданского процесса