40. Механизм государства
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, – вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая – только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей – войско, полиция.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
- Основные концепции правопонимания
- 2. Правовой статус личности
- 3. Парламентская республика
- 4.Внутригосударственное и международное право.
- 5. Бюрократия и государство
- 6. Систематизация законодательства
- 8.Правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 9.Правовая система
- 10. Государство и церковь
- 11. Унитарное государство
- 12. Правосознание: понятие, сущность, структура, виды
- 13. Федеративное государство
- 14. Право и мораль
- 15. Функции теории государства и права
- 16. Акты Конституционного Суда рф , руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда рф и Высшего Арбитражного Суда рф в системе источников права
- 17. Президентская республика
- 18. Понятие нормативных правовых актов и их классификация
- 19. Авторитарный политический режим
- 20. Пробелы в праве, способы их восполнения
- 21. Предмет теории государства и права
- 22. Публичное и частное право
- 23. Теория разделения властей
- 24. Предмет и метод правового регулирования
- 25. Методология юридической науки
- 26. Правомерное поведение: понятие, виды
- 27. Тоталитарный политический режим
- 28. Основания юридической ответственности
- 29. Теория государства и права и другие юридические науки
- 30. Понятие системы права
- 31. Государственные органы: понятие, классификация, принципы функционирования.
- 32. Понятие и виды юридической ответственности
- 33. Демократический политический режим
- 34. Меры борьбы с правонарушениями
- 35. Правовая норма: понятие и виды
- 36. Государство в политической системе общества
- 37. Государство и личность
- 38. Юридические коллизии: понятие и алгоритмы разрешения.
- 39. Роль правосознания в правотворческой и правоприменительной деятельности
- 40. Механизм государства
- 41. Конфедерация
- 42. Юридические презумпции и фикции
- 43. Суверенитет государства, нации, народа
- 44. Юридические факты: понятие, классификация
- 45. Правовой нигилизм
- 46. Социальное государство и его функции
- 47. Понятие правотворчества и его виды
- 48. Политические партии в политической системе общества
- 49. Правовая культура
- 50. Теория правового государства
- 51. Юридическая техника
- 52. Государство и самоуправление
- 53. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов
- 54. Государство и общественные объединения
- 55. Понятие и способы реализации права
- 56. Понятие, сущность и признаки государства
- 57. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 58. Понятие и структура политической системы общества
- 59. Правопорядок: понятие и субъекты обеспечения
- 60. Теории происхождения государства
- 61. Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание
- 62. Бюрократия и государство
- 63. Применение права: субъекты, стадии, акты применения
- 64. Отличие государственной власти от иных форм властвования
- 65. Толкование права: направления, способы, виды
- 66. Типология государства
- 67. Законность, справедливость и целесообразность как критерии юридической деятельности
- 68. Состав правонарушения
- 69. Толкование права: понятие, виды, способы