36. Теория разделения властей в государстве.
Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признается принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
- 15. Государство и право как явление культуры.
- 12. Государство, право и современные экологические проблемы.
- 27.Гражданское общество - основа создания правового государства.
- 20. Динамика соотношения классовых и общесоциальных функций государства.
- 19. Единство государства и права
- 32. Единство и различия политической системы и государства.
- 11. Единство экономических и природных основ существования и функционирования государства и права.
- 46. Личность и гражданин
- 4. Методология научного познания государства и права.
- 9. Общие и специфические причины возникновения государства и права.
- 37. Органы государственной власти и закономерности их взаимодействия.
- 26.Особенности формы государственного правления.
- 8. Первобытное общество: организация, власть и социальные нормы.
- 7. Плюрализм взглядов на происхождение государства и права.
- 56. Плюрализм понимания соотношения экономики, государства и права.
- 17. Плюрализм понимания сущности государства.
- 34. Понятие государственной власти и ее особенности.
- 31. Понятие и структура политической системы общества.
- 40. Понятие и формы политического режима государственной власти.
- 25.Понятие формы государства и плюрализм мнений в ее истолковании.
- 29.Правовое и социальное государство: единство и различия.
- 50. 52 Правовой статус личности. Понятие, структура, виды.
- 18. Признаки и функции государства.
- 28. Признаки правового государства.
- 33. Разновидности политических систем общества и государство.
- 23. Смена исторических типов государства и права.
- 54. Соотношение демократического и антидемократического режимов в государстве.
- 13. Соотношение социально-классовой структуры с государством и правом.
- 30. Специфика становления правового государства в российском обществе.
- 35. Сущность механизма действия государственной власти.
- 2. Теория государства и права и другие гуманитарные науки.
- 5. Теория государства и права и отраслевые юридические науки.
- 1. Теория государства и права как гуманитарная наука.
- 36. Теория разделения властей в государстве.
- 22. Тип государства в единстве формационного и цивилизационного подходов.
- 47. Юридический статус личности и государство.
- 3. Особенности предмета теории государства и права и её функции
- 21. Типология государства и её необходимость
- 38. Компетенция органов государства
- 39. Понятие государственного аппарата
- 43. Представительная демократия и её особенности
- 44. Прямая демократия, её формы и особенности
- 41.Специфика и формы демократического режима государственной власти
- 42. Особенности формы антидемократического режима государственной власти