22. Тип государства в единстве формационного и цивилизационного подходов.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно- экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.
Характеристика цивилизационного подхода.
Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода: социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.[4]»
Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.
1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.
Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.
3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизниособое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
- 15. Государство и право как явление культуры.
- 12. Государство, право и современные экологические проблемы.
- 27.Гражданское общество - основа создания правового государства.
- 20. Динамика соотношения классовых и общесоциальных функций государства.
- 19. Единство государства и права
- 32. Единство и различия политической системы и государства.
- 11. Единство экономических и природных основ существования и функционирования государства и права.
- 46. Личность и гражданин
- 4. Методология научного познания государства и права.
- 9. Общие и специфические причины возникновения государства и права.
- 37. Органы государственной власти и закономерности их взаимодействия.
- 26.Особенности формы государственного правления.
- 8. Первобытное общество: организация, власть и социальные нормы.
- 7. Плюрализм взглядов на происхождение государства и права.
- 56. Плюрализм понимания соотношения экономики, государства и права.
- 17. Плюрализм понимания сущности государства.
- 34. Понятие государственной власти и ее особенности.
- 31. Понятие и структура политической системы общества.
- 40. Понятие и формы политического режима государственной власти.
- 25.Понятие формы государства и плюрализм мнений в ее истолковании.
- 29.Правовое и социальное государство: единство и различия.
- 50. 52 Правовой статус личности. Понятие, структура, виды.
- 18. Признаки и функции государства.
- 28. Признаки правового государства.
- 33. Разновидности политических систем общества и государство.
- 23. Смена исторических типов государства и права.
- 54. Соотношение демократического и антидемократического режимов в государстве.
- 13. Соотношение социально-классовой структуры с государством и правом.
- 30. Специфика становления правового государства в российском обществе.
- 35. Сущность механизма действия государственной власти.
- 2. Теория государства и права и другие гуманитарные науки.
- 5. Теория государства и права и отраслевые юридические науки.
- 1. Теория государства и права как гуманитарная наука.
- 36. Теория разделения властей в государстве.
- 22. Тип государства в единстве формационного и цивилизационного подходов.
- 47. Юридический статус личности и государство.
- 3. Особенности предмета теории государства и права и её функции
- 21. Типология государства и её необходимость
- 38. Компетенция органов государства
- 39. Понятие государственного аппарата
- 43. Представительная демократия и её особенности
- 44. Прямая демократия, её формы и особенности
- 41.Специфика и формы демократического режима государственной власти
- 42. Особенности формы антидемократического режима государственной власти