37. Органы государственной власти и закономерности их взаимодействия.
Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Основными признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:
наличие у каждого органа государства государственно-властных полномочий;
органы государства образуются в законодательном порядке (т.е. их деятельность осуществляется строго на правовой основе);
каждый орган государства наделен определенными полномочиями, является частью механизма государства и тесно взаимосвязан с иными органами;
орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством и состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом должностными полномочиями, правами и обязанностями;
орган государства имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из федерального бюджета);
в деятельности органов государства находят свое выражение задачи и функции государства.
Виды органов государства в зависимости от:
принципов разделения властей (законодательные, (представительные) исполнительные и судебные органы);
организационно-правовых форм деятельности и компетенций (представительные, исполнительно-распорядительные, (органы экономики, социально-культурной сферы, правоохранительные органы), судебные, контроля и надзора);
сферы деятельности (высшие, центральные, местные (муниципальные) органы);
способов формирования (первичные и производные органы);
федерального устройства государства (федеральные и органы субъектов федерации);
способа осуществления властных полномочий (единоначальные - президент, прокурор; коллегиальные - Правительство, Государственная Дума);
сроков полномочий (постоянные и временные);
правовых форм деятельности (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные) и др.
Следует также отметить, что в приведенной выше классификации видов органов государства основное место занимают следующие государственные органы.
Представительные (законодательные) органы. В РФ - это Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчиненных ему органов; принимают бюджет страны, а также дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности (выражение недоверия).
Исполнительно-распорядительные органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в Российской Федерации образованы следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов нижестоящими органами исполнительной власти.
Судебные органы осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, рассматривают жалобы и заявления граждан на неправомерные действия органов государственной власти и их должностных лиц; рассматривают дела об экономических спорах юридических лиц и т.п. В Российской Федерации в судебную систему входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд РФ и подчиненные ему суды административно-территориальных единиц, военные, специализированные суды, мировые судьи и др.
Государственными органами также являются и правоохранительные органы, наделенные государственно-властными полномочиями. К ним относятся: органы прокуратуры, органы внутренних дел, федеральная служба безопасности, внешней разведки, Федеральная налоговая служба, таможенные органы и др.
Основными принципами, которыми руководствуются в своей деятельности органы государства, являются:
принцип разделения властей (т.е. самостоятельное функционирование каждой ветви власти в целях исключения произвола в их деятельности);
принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
принцип законности (строгое и неукоснительное соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативно-правовых актов всеми органами государства);
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (все органы государства обязаны признавать, соблюдать и защищать их права и свободы);
принцип профессионализма (в государственных органах должны работать квалифицированные специалисты, которые гарантировали бы высокий уровень и качество их работы).
- 15. Государство и право как явление культуры.
- 12. Государство, право и современные экологические проблемы.
- 27.Гражданское общество - основа создания правового государства.
- 20. Динамика соотношения классовых и общесоциальных функций государства.
- 19. Единство государства и права
- 32. Единство и различия политической системы и государства.
- 11. Единство экономических и природных основ существования и функционирования государства и права.
- 46. Личность и гражданин
- 4. Методология научного познания государства и права.
- 9. Общие и специфические причины возникновения государства и права.
- 37. Органы государственной власти и закономерности их взаимодействия.
- 26.Особенности формы государственного правления.
- 8. Первобытное общество: организация, власть и социальные нормы.
- 7. Плюрализм взглядов на происхождение государства и права.
- 56. Плюрализм понимания соотношения экономики, государства и права.
- 17. Плюрализм понимания сущности государства.
- 34. Понятие государственной власти и ее особенности.
- 31. Понятие и структура политической системы общества.
- 40. Понятие и формы политического режима государственной власти.
- 25.Понятие формы государства и плюрализм мнений в ее истолковании.
- 29.Правовое и социальное государство: единство и различия.
- 50. 52 Правовой статус личности. Понятие, структура, виды.
- 18. Признаки и функции государства.
- 28. Признаки правового государства.
- 33. Разновидности политических систем общества и государство.
- 23. Смена исторических типов государства и права.
- 54. Соотношение демократического и антидемократического режимов в государстве.
- 13. Соотношение социально-классовой структуры с государством и правом.
- 30. Специфика становления правового государства в российском обществе.
- 35. Сущность механизма действия государственной власти.
- 2. Теория государства и права и другие гуманитарные науки.
- 5. Теория государства и права и отраслевые юридические науки.
- 1. Теория государства и права как гуманитарная наука.
- 36. Теория разделения властей в государстве.
- 22. Тип государства в единстве формационного и цивилизационного подходов.
- 47. Юридический статус личности и государство.
- 3. Особенности предмета теории государства и права и её функции
- 21. Типология государства и её необходимость
- 38. Компетенция органов государства
- 39. Понятие государственного аппарата
- 43. Представительная демократия и её особенности
- 44. Прямая демократия, её формы и особенности
- 41.Специфика и формы демократического режима государственной власти
- 42. Особенности формы антидемократического режима государственной власти