26. Правовое обеспечение санитарных и гигиенических требований и требований обращения с отходами.
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предъявляет большое количество требований к производственной деятельности в сфере соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. (Ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
В данном Законе установлены критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и меры, направленные на обеспечение этой безопасности. К таким мерам в сфере внешнего управления относится:
- проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- широкая информированность населения о гигиенической и эпидемиологической обстановке;
- формирование системы государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля.
Разрабатываются и внедряются многочисленные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Кроме того, установлены специальные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, которые обязаны учитывать предприниматели при производстве, транспортировке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, при закупке продукции из-за рубежа, при хозяйственно-питьевом снабжении населения, при захоронении, переработке и утилизации отходов, при выполнении работ с радиоактивными веществами и др.
Помимо обязанностей предприниматели имеют и права:
- на получение, согласно законодательству РФ, в соответствующих государственных органах информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Достижению санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствует и реализация норм Закона РФ от 14.05.1993 «О ветеринарии». В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеринарии», мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе для определения их пригодности к использованию в пищу. Реализация и использование для пищевых целей данных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке экспертизе, запрещается. Хозяйствующие субъекты, виновные в нарушении ветеринарного законодательства, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Основания и порядок применения органами государственного ветеринарного надзора мер административной ответственности предусмотрены ст. 24 Закона «О ветеринарии». Согласно Закону о техническом регулировании (ст. 46) и Закону РФ «О ветеринарии», техническое регулирование в области применения ветеринарно-санитарных мер осуществляется до принятия соответствующих технических регламентов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Целями регулирования отношений, возникающих при обращении с отходами, являются предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Отходы производства — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. (Ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
Обращение с отходами включает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Закон устанавливает требования к обращению с отходами. Приведем некоторые из них.
1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Опасными считаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека – самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 №818, ведется государственный кадастр отходов и проводится паспортизация опасных отходов. Во исполнение данного акта Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2.12.2002 №785 утвержден Паспорт опасного отхода и Инструкция по его заполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.
2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, организации и индивидуальные предприниматели обязаны иметь техническую и технологическую документацию об их использовании и обезвреживании.
3. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4. При проектировании предприятий необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными нормативами и требованиями.
5. При эксплуатации предприятий и иных объектов необходимо внедрять малоотходные технологии, проводить инвентаризацию отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
6. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений. Место строительства объектов размещения отходов определяется на основе специальных геологических, гидрологических и иных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
7. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды. После окончания эксплуатации данных объектов необходимо проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду.
8. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.
9. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и уменьшения количества отходов устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении нормативов и лимитов деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена.
10. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Статистическая отчетность в области обращения с отходами представляется в порядке и сроки, определенные Госкомстатом России.
11. Размещение отходов осуществляется на платной основе. Законодательством устанавливаются базовые нормативы платы и дифференцированные ставки с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами наступает дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность. В частности, ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
- Вопрос 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Вопрос 2. Понятие предпринимательского права, его правовая природа
- Вопрос 3. Предмет и метод предпринимательского права.
- Вопрос 4.Принципы предпринимательского права.
- Вопрос 5. Источники предпринимательского права.
- Вопрос 6. Понятие, виды, содержание и субъекты предпринимательских правоотношений.
- Особенности предпринимательских правоотношений
- Объекты предпринимательских правоотношений
- Основания возникновения предпринимательских правоотношений
- Виды предпринимательских правоотношений Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- Вопрос 7. Понятие, признаки и классификация субъектов предпринимательской деятельности.
- Вопрос 8. Граждане (физические лица) как субъекты предпринимательского права.
- Вопрос 9. Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
- Вопрос 10. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права.
- Вопрос 11. Структурные подразделения организаций как субъекты предпринимательского права.
- 12. Субъекты малого и среднего предпринимательства.
- 13. Объединения в сфере предпринимательства.
- 14. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права. Способы их создания.
- 15. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отказ в государственной регистрации.
- 16. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.
- 17. Понятие, виды и способы реорганизации субъектов предпринимательской деятельности.
- 18. Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. Этапы ликвидационного процесса.
- 19. Понятие, методы и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.
- 20. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.
- 21. Государственный контроль (надзор) при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 22. Техническое регулирование: понятие, цели, принципы. Понятие и виды технических регламентов.
- 23. Стандартизация: понятие, цели, принципы. Понятие и виды стандартов.
- 24. Подтверждение соответствия.
- 25. Правовое обеспечение в сфере единства измерений.
- 26. Правовое обеспечение санитарных и гигиенических требований и требований обращения с отходами.
- 27. Налогообложение в сфере предпринимательской деятельности.
- 28. Понятие и виды цен.
- 29. Способы регулирования цен.
- 30. Правовые основы государственного регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования.
- 31. Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности.
- 32. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом субъектов предпринимательского права.
- 33. Правовой режим основных средств.
- 34. Правовой режим оборотных средств.
- 35. Правовой режим нематериальных активов.
- 36. Правовой режим капиталов, фондов и резервов организаций.
- 37. Понятие и правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества.
- 38. Субъекты и объекты приватизации.
- 39. Способы приватизации.
- 40. Понятие и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства.
- 41. Система процедур банкротства. Основания возбуждения дела о банкротстве.
- 42. Правовой статус арбитражных управляющих.
- 43. Процедура наблюдения.
- 44. Процедура финансового оздоровления.
- 45. Процедура внешнего управления.
- 46. Процедура конкурсного производства.
- 47. Мировое соглашение как процедура банкротства.
- 48. Упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника.
- 49. Правовые основы государственного финансирования предпринимательской деятельности
- 50. Правовые основы государственного кредитования предпринимательской деятельности.
- 51. Правовое регулирование банковского, товарного и коммерческого кредитования.
- 52. Понятие и способы расчетов, применяемых между субъектами предпринимательской деятельности.
- 53. Понятие и виды конкуренции. Субъекты конкурентных отношений.
- 54. Правовое положение антимонопольных органов.
- 55. Понятие и признаки доминирующего положения.
- 56. Понятие и виды монополистической деятельности на товарном рынке.
- 57. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 58. Правовые средства антимонопольного регулирования.
- 59. Государственный контроль за экономической концентрацией.
- 60. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
- 61. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- 62. Понятие, виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг.
- 63. Понятие и виды ценных бумаг. Ценная бумага как объект рынка ценных бумаг.
- 64. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг. Процедура эмиссии.
- 65. Субъекты рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- 66. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
- 67. Понятие и виды инвестиций.
- 68. Понятие, виды и этапы инвестиционной деятельности.
- 69. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
- 70. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
- 71. Правовое регулирование иностранных инвестиций, их понятие и виды. Правовой
- 72. Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции.
- 73. Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений.
- 74. Инвестиционная деятельность в особых экономических зонах.
- 75. Понятие и виды инноваций. Правовые формы создания и реализации инноваций.
- 76. Понятие, субъекты и объекты инновационной деятельности, источники ее финансирования.
- 77. Государственное регулирование инновационной деятельности.
- 78. Понятие и классификация видов рекламы.
- 79. Субъекты рекламных отношений.
- 80. Общие требования, предъявляемые к рекламе.
- 81. Специальные требования, предъявляемые к рекламе.
- 82. Саморегулирование и государственный контроль в сфере рекламы. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
- 83. Понятие и содержание страхования и страховой деятельности. Виды страхования.
- 84. Субъекты страхового дела и участники страховых отношений. Объект страхования.
- 85. Государственное регулирование страховой деятельности.
- 86. Порядок и условия лицензирования страховой деятельности. Иные правовые средства государственного регулирования и контроля за страховой деятельностью.
- 87. Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 88. Правовое положение субъектов внешнеэкономической деятельности.
- 89. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 90. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности.
- 91. Правовое регулирование бухгалтерского учета, основные правила его ведения.
- 92. Правовые основы налогового учета.
- 93. Правовое регулирование бухгалтерской отчетности.
- 94. Состав, содержание и порядок предоставления бухгалтерской отчетности.
- 95. Правовое регулирование формирования и представления налоговой отчетности.
- 96. Правовое регулирование формирования и представления статистической отчетности.
- 97. Ответственность предпринимателей за нарушение законодательства о бухгалтерском и налоговом учете.
- 98. Понятие, правовое регулирование и принципы оценочной деятельности.
- 99. Субъекты и объекты оценочной деятельности. Обязательная оценка.
- 100. Стоимость объектов оценки. Методы и подходы к оценке.
- 101. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности.
- 102. Субъекты аудиторской деятельности.
- 103. Понятие и виды аудиторских проверок. Аудиторское заключение.
- 104. Ответственность предпринимателей за несоблюдение законодательства о предпринимательской деятельности.
- 105. Формы и способы защиты прав и интересов предпринимателей.
- 106. Досудебный порядок защиты прав предпринимателей.
- 107. Судебный порядок защиты прав предпринимателей.
- 108. Рассмотрение споров третейскими судами.