26. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
На федеральном уровне система органов исполнительной власти в настоящее время представлена следующими звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; российские агентства; федеральные надзоры; иные органы.
Рассмотрим основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого звена.
1. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Его статус определен Конституцией РФ (ст. 110–117), Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.), Федеральным конституционным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 1).
Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Членами Правительства являются Председатель, его заместители и федеральные министры. В состав Правительства могут быть введены иные руководители федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства назначается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя (например, в связи с его отставкой) влечет за собой отставку всего Правительства.
Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Эти органы подчинены Правительству и ответственны перед ним. Правительство утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти (кроме тех, которыми непосредственно руководит Президент РФ); назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов их коллегий; вправе отменять или приостанавливать действие правовых актов этих органов.
Правительство РФ реализует в своей деятельности различного рода полномочия. В числе общих полномочий: обеспечение единства системы исполнительной власти; направление и контроль деятельности ее органов; реализация права законодательной инициативы; регулирование в социально-экономической сфере. Иные его полномочия реализуются по важнейшим сферам жизни: экономики (например, регулирование экономических процессов, управление федеральной собственностью, общее руководство таможенным делом); финансовой политики (например, .разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представления ей отчета об исполнении бюджета, реализация налоговой политики, валютное регулирование); социальной (например, обеспечение реализации прав граждан в области социального обеспечения, трудовых прав, прав на охрану здоровья); науки, культуры и образования (например, государственная поддержка фундаментальной науки, культуры, проведение единой государственной политики в области образования); природопользования и охраны окружающей среды (например, организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов); обеспечения законности, прав и свобод граждан (государственная политика в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, по борьбе с преступностью); обеспечения обороны и государственной безопасности (например, обеспечение ресурсами Вооруженных Сил, меры по охране Государственной границы РФ); внешней политики (например, заключение международных договоров, регулирование внешнеэкономической деятельности).
По вопросам своей компетенции Правительство РФ издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, – в форме распоряжений. Акты Правительства могут быть обжалованы в суд.
Подписывает акты Правительства его Председатель.
В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» особо оговорены полномочия его Председателя по вопросам организации работы Правительства. Так, он определяет основные направления его деятельности, организует его работу: распределяет обязанности между своими заместителями, ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса, представляет Президенту РФ предложения о наложении на членов Правительства дисциплинарных, взысканий и о их поощрении, вносит предложение об образовании Президиума Правительства.
В Президиум Правительства входят руководители ведущих министерств. В последнее время в Президиум включаются и руководители некоторых субъектов Федерации. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов. Правительство полномочно отменить любое решение Президиума.
Основной организационной формой работы Правительства являются его заседания, проводимые не реже одного раза в месяц. Отдельные вопросы могут рассматриваться на закрытых заседаниях. Граждане информируются через средства массовой информации о рассматриваемых вопросах и о принятых решениях. Члены Правительства участвуют в его заседаниях с правом решающего голоса. Они также принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, а заместители Председателя Правительства, кроме того, координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти.
Определен круг вопросов, решаемых исключительно на заседаниях Правительства. Это вопросы федерального бюджета, объема выпуска государственных ценных бумаг, о внесении в Государственную Думу законопроектов, проекты программ приватизации федеральной государственной собственности, вопрос об образовании Президиума Правительства, утверждение положений о федеральных органах исполнительной власти, утверждение Регламента Правительства, положения об Аппарате Правительства и другие вопросы.
Регламент Правительства РФ определяет организационные основы его деятельности (например, процедуры подготовки проектов его правовых актов). Он утвержден Правительством РФ 18 июня 1998 г.
Аппарат Правительства РФ образуется для обеспечения его деятельности и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством. Его возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства или федеральный министр. Рабочими звеньями Аппарата являются департаменты.
Взаимоотношения Правительства РФ с Государственной Думой строятся на следующей основе: Правительство вправе вносить в Думу законопроекты, поправки к рассматриваемым Думой законопроектам; давать письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о расходах за счет федерального бюджета; направлять, официальные отзывы о рассматриваемых законопроектах. Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания (а также на заседаниях комитетов и комиссий). Они обязаны по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы. Правительство информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначаются официальные представители Правительства в Государственной Думе и Совете Федерации.
Председатель Правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В этом случае Дума вправе либо выразить ему доверие, либо отказать в таковом. Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент принимает решение об отставке Правительства также в случаях выражения ему недоверия Государственной Думой либо при отказе Думой в доверии Правительству.
Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, создает согласительные комиссии для разрешения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.
Правительство вправе учреждать координационные и совещательные органы, а также «органы при Правительстве». Так, на правах федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция РФ (Росгосхлебинспекция). Не имеет подобного статуса, например, действующий при Правительстве РФ Центр экономической конъюнктуры.
Правительство РФ является органом федеральной исполнительной власти общей компетенции. Именно поэтому в Законе о нем достаточно полно определены его полномочия в отношении иных федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых носит другой характер. Что же касается именно характера компетенции федеральных органов исполнительной власти, работающих под руководством Президента РФ и Правительства РФ, то необходимые для его понимания позиции сформулированы в следующих указах Президента РФ: «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. и «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. А их реально существующая система закреплена уже упоминаемым указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г.
В настоящее время для обозначения характера компетенции федеральных органов исполнительной власти используется категория, единая для всех их разновидностей, а именно сфера деятельности.
Что скрывается за этой терминологической конструкцией? Ответ на данный вопрос можно получить, анализируя административно-правовой статус конкретных видов этих органов.
2. Федеральные министерства. Сейчас они рассматриваются в качестве ведущих звеньев субъектов исполнительной власти.
Их управленческое назначение определяется следующим образом: министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Из этого определения вытекают следующие выводы. Во-первых, министерство осуществляет управление, т.е. государственно-управленческую деятельность по реализаций исполнительной власти. Во-вторых, эта его деятельность ограничена определенными рамками, т.е. установленной для него сферой деятельности. В-третьих, помимо полномочий, осуществляемых в отношении объектов, находящихся в сфере его деятельности, министерство также наделено координационными полномочиями в отношении не подведомственных ему исполнительных органов, а, следовательно, и в отношении находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов.
Поясним это на примере. Так, Министерство природных ресурсов РФ проводит государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны; осуществляет государственное управление фондом недр, использованием и охраной водного фонда; координирует в рамках своей сферы деятельности работу иных органов.
При осуществлении государственного управления оно руководит работой подчиненных ему территориальными органами и подведомственными организациями (например, водохранилищами, защитными гидротехническими сооружениями). Координационные же функции и полномочия министерства распространяются на всех недропользователей и водопользователей независимо от их ведомственной принадлежности или подчиненности. Соответственно решения министерства и его территориальных органов являются обязательными для исполнения названными ранее пользователями государственного фонда недр и водного фонда и для тех органов исполнительной власти, в ведении которых функционируют эти пользователи.
Аналогичная картина наблюдается при анализе положений о многих других федеральных министерствах. При этом становится очевидным, что министерство фактически выполняет функции двоякого рода: с одной стороны, оно выступает в роли субъекта управления в отношении отнесенных к его непосредственному ведению (подчинению) объектов, с другой – в роли субъекта координации деятельности неподведомственных (неподчиненных) объектов, а также исполнительных органов, руководящих этими объектами. Но координационные полномочия реализуются, как правило, в межотраслевом масштабе. А это означает, что, используя термин «сфера деятельности», мы приходим к выводу о том, что по своей управленческой сути эта сфера применительно к деятельности министерств имеет значение отрасли в ее традиционном понимании.
Таким образом, сфера деятельности федерального министерства есть закрепленная за ним определенная отрасль государственного управления, в границах которой оно осуществляет весь комплекс управленческих функций и полномочий. Конечно, при этом учитывается форма собственности функционирующих в пределах данной отрасли объектов.
Данный вывод подтверждается наличием в системе федеральных органов исполнительной власти традиционных министерств с ярко выраженными отраслевыми чертами. Например, это министерства путей сообщения, транспорта, по атомной энергии, внутренних дел, обороны, топлива и энергетики.
Вместе с тем существуют и такие федеральные министерства, отраслевой характер деятельности которых сомнителен. Например, Министерство региональной политики РФ призвано обеспечивать упрочение федерализма, гармонизацию межрегиональных отношений, развитие северных территорий. Очевидно, что в данном случае отрасль как таковая отсутствует; налицо вопросы межотраслевой координации. В равной мере это относится и к характеристике Министерства национальной политики РФ, Министерства РФ по делам Содружества Независимых Государств.
Во всех иных случаях отрасль государственного управления проявляется в той или иной форме. Однако в «чистом» виде отраслевых министерств все-таки не существует, так как отраслевое начало в их деятельности обязательно связывается с осуществлением в определенном объеме функций межотраслевого характера. В этом главная особенность современных федеральных министерств.
Ныне действующая система федеральных министерств выглядит следующим образом: по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; по атомной энергии; внутренних дел; государственного имущества; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; по делам Содружества Независимых Государств; здравоохранения; иностранных дел; культуры; по налогам и сборам; по налогам и сборам науки и технологий; национальной политики; обороны; общего и профессионального образования; природных ресурсов; путей сообщения; региональной политики; сельского хозяйства и продовольствия; топлива и энергетики; торговли; транспорта; труда и социального развития; финансов; экономики; юстиции.
Общее руководство деятельностью министерства осуществляет федеральный министр. Он распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителя структурных подразделений аппарата министерства (как правило, департаменты), а также его территориальных органов, издает приказы, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением, создает экспертные и иные советы и комиссии, утверждает их персональный состав и положения о них и т.д. Министр является председателем коллегии министерства, в которую входят по должности его заместители, а также другие работники центрального аппарата министерства. Решения коллегии оформляются протоколами и постановлениями, которые реализуются приказами министра. В министерствах могут создаваться научно-технические советы.
3. Государственные комитеты Российской Федерации. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Первое, что обращает на себя внимание, это упоминание об определенной сфере деятельности. Значит, и у этого вида исполнительных органов, как и у федеральных министерств, есть своя сфера деятельности. В свою очередь есть достаточные основания для того, чтобы различия между федеральными министерствами и государственными комитетами проводить в зависимости от особенностей поручаемых им сфер деятельности. Информация о них уже содержится в наименовании тех и других органов.
Второе – это закрепление за государственными комитетами межотраслевой компетенции. Правда, при этом не говорится об осуществлении ими межотраслевого управления. Межотраслевой характер их компетенции проявляется через межотраслевую координацию. Но и подобная позиция фактически признает существование отраслей и отраслевого управления. Действительно, о какой межотраслевой координации можно говорить при отсутствии отраслей государственного управления?
Третье – это нацеливание государственных комитетов на координацию по вопросам, отнесенным к их ведению. Но уже было установлено, что на подобной же основе осуществляется и координирующая деятельность федеральных министерств. А это означает, что в данном аспекте между ними отсутствуют принципиальные различия.
Четвертое – это выделение в компетенции государственных комитетов функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Это новое качество, о котором речь не шла при характеристике федеральных министерств.
Но и в данном случае еще нет достаточных оснований для того, чтобы считать это отличительным признаком государственных комитетов.
Дело в том, что в положениях о многих федеральных министерствах прямо записано, что и на них возлагается регулирование в рамках порученной им сферы деятельности. Так, Министерство транспорта РФ осуществляет государственное регулирование в области обеспечения безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса; Министерство финансов РФ осуществляет государственное регулирование в финансово-бюджетной сфере и т.п.
Что же должно быть положено в основу различия между государственными комитетами и федеральными министерствами?
Уже приведенное сопоставление функций федеральных министерств и государственных комитетов дает основания для следующего вывода: между ними нет принципиальных юридически значимых различий.
И те, и другие действуют в порученных им сферах (например, Министерство топлива и энергетики РФ – в сфере топливно-энергетического комплекса, а Государственный комитет РФ по охране окружающей среды – в сфере обеспечения экологической безопасности).
И те, и другие осуществляют при этом координацию деятельности иных органов исполнительной власти в рамках порученной или установленной сферы (например. Министерство труда и социальной защиты РФ координирует в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, а Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений и сертификации). При этом, что весьма показательно, практически министерства могут координировать деятельность государственных комитетов, а последние – деятельность министерств.
И те, и другие используют одинаковые правовые средства для достижения поставленных целей, т.е. регулирования и координации. Таковыми средствами являются нормативные акты (правила, положения, инструкции и т.п.), юридически обязательные для тех органов исполнительной власти, деятельность которых регулируется или координируется. Иначе говоря, имеются в виду средства, свойственные механизму правового регулирования.
Соответственно, например. Министерство путей сообщения РФ разрабатывает и утверждает общеобязательные правила и условия перевозок, безопасности движения железнодорожного транспорта и т.п., а Государственный комитет РФ по статистике издает постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми органами и хозяйствующими субъектами, и т.п.
И те, и другие, наконец, осуществляют управление, которое официально отнесено только к компетенции федеральных министерств. Однако и государственные комитеты имеют собственные объекты управления.
Так, Государственный комитет РФ по печати управляет находящимися в его ведении государственными издательствами, полиграфическими предприятиями, а также предприятиями оптовой книжной торговли; Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике управляет предприятиями промышленности строительных материалов и т.п.
Итак, имеются достаточные основания для того, чтобы признать следующее: государственные комитеты РФ, выступая в качестве федеральных органов исполнительной власти, призваны осуществлять функции межотраслевого государственного управления в определенных сферах деятельности, границы которых устанавливаются объемом функционального регулирования. Иначе говоря, например, Государственный комитет РФ по государственным резервам осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в области формирования, размещения, хранения, использования запасов государственного материального резерва. Названная область и является той сферой деятельности, в рамках которой комитет выполняет возложенное на него функциональное регулирование.
Действующая сейчас система федеральных органов исполнительной власти, именуемых государственными комитетами, следующая: по государственным резервам; по делам молодежи; земельный; по кинематографии; по охране окружающей среды; по рыболовству; по печати; по связи и информатизации; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительной, архитектурной и жилищной политике; таможенный; по физической культуре и туризму.
Председатели государственных комитетов в настоящее время не входят в состав Правительства РФ.
В государственных комитетах образуются коллегии, в составе которых не только руководители структурных подразделений их центрального аппарата, но и руководители их территориальных органов, ведущие ученые и специалисты. Коллегии рассматривают такие же вопросы, как и коллегии федеральных министерств, а также заслушивают должностных лиц. Создаются также научно-технические советы, советы государственной экспертизы (при необходимости), советы уполномоченных представителей территориальных органов и т.д.
4. Федеральные комиссии России – органы исполнительной власти, приравненные по своему статусу к государственным комитетам. Сейчас действуют две такие комиссии: по рынку ценных бумаг; энергетическая.
5. Федеральные службы России – органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции в установленных сферах ведения.
Специальный характер их функций, являющийся единственным их специфическим признаком, раскрывается следующим образом: это исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции.
Четкие правовые признаки этой группы федеральных органов исполнительной власти отсутствуют. Поэтому фактически федеральные службы занимают некое промежуточное административно-правовое положение между федеральными министерствами и государственными комитетами. А это, в свою очередь, означает, что они в различном объеме реализуют функции и полномочия, характерные для таких федеральных органов исполнительной власти.
Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определенно Федеральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиации.
В то же время очевидно, что федеральные авиационная, дорожная службы, равно как служба лесного хозяйства, отчетливо выражают отраслевой принцип организации государственного управления. В то же время служба по валютному и экспортному контролю осуществляет функции межотраслевого характера.
По существу, федеральные службы осуществляют, как федеральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет региональными автомобильными дорогами, координирует деятельность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесного хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиоорганизаций и т.д.
Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; дорожная; геодезии и картографии; железнодорожных войск; миграционная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лесного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телевидению и радиовещанию.
6. Федеральные надзоры России - органы исполнительной власти, осуществляющие государственный межведомственный (т.е. межотраслевой) контроль за соблюдением общеобязательных правил и специальных норм в сфере государственного управления.
В этой группе органов значатся: горный и промышленный; по ядерной и радиационной безопасности. Возглавляет их начальник надзора.
Надзорные функции административного характера реализуются в отношении не подчиненных или не подведомственных данному надзорному органу объектов. В распоряжении такого органа имеются существенные юридически властные полномочия предупредительного, пресекательного и наказательного назначения (например, право давать обязательные предписания, приостанавливать работу, налагать административные штрафы).
Федеральные надзоры осуществляют государственное регулирование в порученных им сферах деятельности, что также сближает их статус со статусом ранее рассмотренных видов федеральных органов исполнительной власти. Имеется в виду установление соответствующих правил и норм, обязательных к исполнению в сфеpax деятельности иных органов. Наконец, федеральные надзоры осуществляют и чисто управленческие функции, руководя своими территориальными или региональными инспекциями, а также совершая ряд распорядительных действий типа лицензирования, государственной регистрации и др.
7. Российские агентства. Их три: по патентам и товарным знакам; космическое агентство; Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.
- 1. Аттестация государственных, гражданских служащих. Квалификационный экзамен. Квалификационный разряд.
- 2. Глава муниципального образования: понятие, полномочия, порядок образования.
- 3. Государственное Собрание рб: понятие, порядок выборов, компетенция, структура организации деятельности.
- 4. Законодательный процесс в рф: понятие, значение, характеристика основных стадий.
- 5. Избирательное право: понятие, принципы.
- 6. Избирательные системы: понятие, виды, избирательные системы, применяемые при формировании органов государственной власти рф.
- 7. Избирательный процесс.
- 8. Источники конституционного права: понятие, классификация, иерархия.
- 9. Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы и система.
- 10. Конституционное судопроизводство: общая характеристика.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 12. Конституционно-правовая природа и принципы федеративного устройства рф.
- Конституционно-правовой статус России как федеративного государства.
- 14. Конституционно-правовой статус субъектов рф: структура и основные элементы.
- 15. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина рф.
- 1). Личные права и свободы.
- 2) Политические права и свободы.
- 3) Социально-экономические права и свободы.
- 16. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 17. Конституционные основы судебной системы рф.
- 18. Конституционные принципы местного самоуправления.
- 2) В сфере управления муниципальной собственностью:
- 3) В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
- 19. Конституционный Суд: понятие, компетенция, состав, порядок образования, срок полномочий, принципы деятельности.
- 20. Конституция: понятие, сущность, предмет конституционного регулирования, юридические свойства.
- 21. Муниципальная служба: понятие, принципы и прохождение.
- 22. Муниципальные выборы и референдумы как институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
- 24. Общественные объединения: понятие, виды, правовой статус, формы взаимоотношений общественных объединений и государства.
- 25. Организация работы Президента рф.
- 26. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
- 8. Иные федеральные органы исполнительной власти.
- 27. Основы конституционного строя рф: понятие, элементы.
- 28. Основы правового статуса человека и гражданина: понятие, структура, принципы.
- 29. Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением.
- 30. Политические партии: понятие, требования к политической партии, формы поддержки государством.
- 31. Политические права. Личные права и свободы.
- 32. Понятие и виды административных взысканий.
- 33. Понятие и виды государственной службы.
- 34. Понятие и предмет муниципального права. Источники муниципального права.
- 35. Понятие и признаки местного самоуправления. Теории местного самоуправления.
- 36. Понятие, признаки и виды муниципально-правовых актов.
- 37. Понятие, признаки и виды органов местного самоуправления. Порядок их образования.
- 39. Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 40. Правительство рб: состав, порядок формирования, компетенция.
- 41. Правительство рф: конституционный статус, порядок формирования, компетенция, прекращение полномочий.
- 42. Правовое содержание административной ответственности и ее отличие от других видов ответственности.
- 43. Правовой статус представительного органа местного самоуправления.
- 44. Президент рб: понятие, порядок наделения полномочиями, компетенция, акты.
- 45. Президент рф: порядок выборов, компетенция, акты, прекращение полномочий.
- 46. Принципы социального и правового государства по Конституции рф
- 47. Принятие в рф и образование в ее составе нового субъекта.
- 48. Производство по делам об административных правонарушений.
- 49. Прокуратура рф: понятие, функции и структура органов прокуратуры.
- 50. Разделение властей в рф. Горизонтальное и вертикальное разделение властей.
- 51. Референдум: понятие, виды, правовое регулирование референдума рф.
- 52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.
- 53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства.
- 54. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания рф.
- 55. Структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 56. Структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания рф.
- 57. Суверенитет в рф: понятие, сущность виды. Россия – суверенное государство.
- 58. Территориальные основы местного самоуправления.
- 59. Устав муниципального образования: понятие и порядок принятия.
- 60. Федеральное Собрание рф: понятие, порядок формирования палат Федерального Собрания рф.
- 61. Форма правления в России.
- 62. Формы непосредственного осуществления населением принадлежащей власти (опрос, публичные слушания, правотворческая инициатива, сход граждан.).
- 63. Экономическая основа местного самоуправления.
- 64. Экономические и социально-культурные права и свободы.
- 65. Экономические основы конституционного строя России.
- 66. Понятие гражданского права. Предмет гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права.
- 67. Объекты гражданского правоотношения
- 68. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- 69. Порядок создания и прекращение деятельности юридического лица.
- 70. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- 71. Понятие, форма и виды доверенности. Передоверие
- 72. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исковая давность
- 73. Понятие и основные виды обязательства.
- 74. Понятие, виды, содержание гражданско- правового договора
- 75. Стадии и способы заключения гражданско- правового договора.
- 76. Способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств
- 77. Недвижимость как объект гражданских прав
- 78. Право собственности: понятие, виды
- 79. Условия действительности сделки, правовые последствия недействительности сделок
- 80. Ст. 228 ук рф «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
- 81. Ст. 108 ук рф «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».
- 82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Проблемы мировой юстиции.
- 83. Участники уголовного процесса. Понятие, виды, процессуальный статус.
- 84. Виды экспертизы, определенные уголовно-процессуальным законодательством. Основания, условия и порядок их проведения.
- 85. Понятие, задачи и значение стадии кассационного производства. Порядок и сроки апелляционного и кассационного обжалования, внесения представлений.
- 87. Рассмотрение уголовного дела в порядке надзора. Пределы прав и виды решений надзорной инстанции: характеристика, основания принятия. Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.
- 88. Научно-технические средства фиксации следственных действий. Научно-технические средства осмотра и предварительного исследования вещественных доказательств.
- 89. Структура типовой методики расследования преступлений как программы практической деятельности
- 90. Криминалистическая характеристика преступлений. Тактические приемы психологического и логического воздействия при изобличении во лжи допрашиваемых лиц.