90. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 3) впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.
Тем самым впервые на конституционном уровне закреплено существование самостоятельной от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения. В этой связи представляется бесспорным, что степень развитости и самостоятельности местного самоуправления является одним из важнейших показателей уровня демократизма системы управления обществом и государством.
Конституционное признание такой основополагающей роли местного самоуправления означает необходимость обеспечения его организационной обособленности и самостоятельности. В этих целях Конституция Российской Федерации (ст. 12), признавая и гарантируя местное самоуправление, указывает на его самостоятельность в пределах своих полномочий, а также на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Это означает, что государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, образовывать такие органы, назначать должностных лиц местного самоуправления, отменять их решения (отмена данных решений возможна в судебном порядке), давать указания относительно распоряжения объектами собственности, финансовыми средствами и т.д. Служащие органов местного самоуправления относятся законом к отдельной от государственных служащих категории — муниципальных служащих. Кроме того, согласно части 1 ст. 131 Конституции структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Организационное обособление местного самоуправления в общей системе управления обществом обеспечивается также с помощью гарантий, закрепляемых в различных статьях главы 8 «Местное самоуправление» Конституции.
Так, в статье 130 закрепляются экономические гарантии такой обособленности, основу которых составляет муниципальная собственность, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется населением самостоятельно.
В статье 131 — гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления. К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты йа изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.
В статье 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления)> в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.
В статье 133 закрепляются правовые гарантии обеспеченности самостоятельности местного самоуправления, которые законодатель связывает с правом местного самоуправления на судебную защиту; правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запретами на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Закрепляемый статьей 12 Конституции принцип организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством не означает, что органы местного самоуправления отделены от государства.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел по искам о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
- 61. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
- 63. Компетенция Президента Российской Федерации
- 64. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской федерации
- 65. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- 66.Правовые акты Президента Российской Федерации и их характеристика.
- 67. Контроль за деятельностью Президента Российской Федерации
- 68. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: общая характеристика
- 69. Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности, акты. Аппарат Совета Федерации.
- 70. Государственная Дума Федерального собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности, акты. Аппарат Государственной Думы
- 71. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания и избрания Государственной Думы Федерального Собрания.
- 72. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
- 73. Прекращение полномочий Федерального Собрания Российской Федерации
- 74. Законодательный процесс и его стадии
- 75. Порядок принятия федеральных конституционных законов и поправок к Конституции Российской Федерации.
- 76. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Гарантии депутатской деятельности
- 77. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, срок полномочий. Отставка Правительства рф
- 78.Компетенция Правительства Российской Федерации
- 79. Правовые акты Правительства Российской Федерации: виды, порядок их подготовки и принятия
- 80. Федеральные органы исполнительной власти: виды и полномочия
- 82. Конституционный Суд Российской Федерации: состав, организация деятельности, компетенция, акты
- 83. Конституционно-правовые основы Верховного Суда рф
- 85. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах российской Федерации. Правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 86. Организация законодательной власти в Челябинской области. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа власти Челябинской области
- 87. Организация исполнительной власти в Челябинской области. Правовое положение Губернатора области
- 88. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Мировые судьи
- 89. Конституционные основы прокуратуры Российской Федерации. Функции и полномочия прокуратуры
- 90. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.