74. Законодательный процесс и его стадии
Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.
Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России и законодательным органам субъектов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Государственную Думу.
Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуждение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государственной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государственного бюджета предусматривается четыре чтения.
Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия же федеральных конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении. Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней.
После завершения работа комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Государственной Думой с учетом мнения комиссии.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ.
В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон.
Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 61. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
- 63. Компетенция Президента Российской Федерации
- 64. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской федерации
- 65. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- 66.Правовые акты Президента Российской Федерации и их характеристика.
- 67. Контроль за деятельностью Президента Российской Федерации
- 68. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: общая характеристика
- 69. Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности, акты. Аппарат Совета Федерации.
- 70. Государственная Дума Федерального собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности, акты. Аппарат Государственной Думы
- 71. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания и избрания Государственной Думы Федерального Собрания.
- 72. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
- 73. Прекращение полномочий Федерального Собрания Российской Федерации
- 74. Законодательный процесс и его стадии
- 75. Порядок принятия федеральных конституционных законов и поправок к Конституции Российской Федерации.
- 76. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Гарантии депутатской деятельности
- 77. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, срок полномочий. Отставка Правительства рф
- 78.Компетенция Правительства Российской Федерации
- 79. Правовые акты Правительства Российской Федерации: виды, порядок их подготовки и принятия
- 80. Федеральные органы исполнительной власти: виды и полномочия
- 82. Конституционный Суд Российской Федерации: состав, организация деятельности, компетенция, акты
- 83. Конституционно-правовые основы Верховного Суда рф
- 85. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах российской Федерации. Правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 86. Организация законодательной власти в Челябинской области. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа власти Челябинской области
- 87. Организация исполнительной власти в Челябинской области. Правовое положение Губернатора области
- 88. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Мировые судьи
- 89. Конституционные основы прокуратуры Российской Федерации. Функции и полномочия прокуратуры
- 90. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.