25. Участие граждан в отправлении правосудия.
Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.
Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя считается гражданским долгом. Деятельность присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Составление списков присяжных заседателей производится на основании представления руководителя суда областного звена руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы суда. Краевая, областная администрация дает соответствующее поручение исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований с указанием числа граждан, которые должны быть включены в список от данной территории.
Отбор ведется на основе списков избирателей методом случайной выборки. Из числа отобранных исключаются лица: не достигшие возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом полностью или ограниченно недееспособными; состоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. О составленном списке органы местного самоуправления уведомляют граждан соответствующего муниципального образования.
Кроме того, в случае подачи гражданам заявления из списков присяжных заседателей исключаются: лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; лица не способные по состоянию здоровья исполнить обязанности присяжного заседателя; лица, достигшие возраста 65 лет; лица, занимающие должность в органах государственной власти или местного самоуправления; военнослужащие; судьи; прокуроры; следователи; дознаватели; адвокаты; нотариусы; лица, имеющие специальные звания в правоохранительных органах, и священнослужители.
Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на десять рабочих дней, а по истечении указанного срока - на все время рассмотрения дела. Присяжному заседателю за время исполнения его обязанностей выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада соответствующего судьи, но не менее среднего заработка по месту его основной работы, компенсируются транспортные и командировочные расходы. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы.
Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.
Правила разбирательства дела судом первой инстанции с участием присяжных заседателей, включая отбор скамьи присяжных, особенности судебного следствия, права и обязанности присяжных заседателей регулируются процессуальным законодательством (разд. XII, ст. 324^353 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8). Несколько ранее при введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ присяжные заседатели были допущены к рассмотрению арбитражных дел в порядке эксперимента.
Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре арбитражного присяжного заседателя было введено правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и некоторые другие, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.\
- 1. Признаки, понятие и задачи правоохранительной деятельности
- 2. Функции, система и общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
- 3. Предмет и система дисциплины по.
- 4. История преподавания дисциплины «по».
- 5. Соотношение дисциплины по с другими юридическими дисциплинами.
- 6. Содержание и деятельность правоохранительных органов.
- 7. Судебная власть, её понятие и соотношение с другими ветвями власти.
- 8. Суд как орган судебной власти.
- 9. Судебная система рф.
- 10. Основные этапы развития российской судебной системы.
- 11. Понятие правосудия.
- 12. Принципы правосудия – их понятие, источники и значение.
- 13. Законность при осуществлении правосудия.
- 14. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
- 15. Осуществление правосудия только судом.
- 16. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.
- 17. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- 19. Обеспечение права граждан на судебную защиту.
- 20. Состязательность и равноправие сторон.
- 21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.
- 22. Презумпция невиновности.
- 23. Открытое разбирательство дел во всех судах.
- 24. Национальный язык судопроизводства.
- 25. Участие граждан в отправлении правосудия.
- 26. Структура задачи и компетенция гражданских судов основного звена
- 27.Структура задачи и компетенция гражданских судов среднего звена
- 28.Структура задачи и компетенция военных судов
- 29.Структура задачи и компетенция Верховного суда рф
- 30.Структура задачи и компетенция арбитражных судов рф
- 31.Конституционный суд рф
- 32.Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 33. Конституционные(уставные) суды субъектов рф
- 34.Особенности полномочий мирового судьи
- 35.Судебный департамент при верховном суде.
- 36.Институт судебных приставов
- 37.Организационное обеспечение деятельности судов.
- 38.Органы юстиции
- 39.Органы прокурорского надзора.
- 40. Организация выявления и расследования преступлений.
- 41.Защита по уголовным делам, их организация.
- 42. Правохранительные органы зарубежных стран. Интерпол.
- 43.Частные детективные и охранные службы.
- 44.Органы обеспечения охраны правопорядка. Мвд.
- 45.Полиция в структуре органов внутренних дел
- 46. Органы обеспечения безопасности
- 47.Федеральная налоговая служба и таможенные органы российской федерации