logo search
Лекция 1

1. Истоки.

Риторика возникла приблизительно в V в до н.э. как ответ на практическую потребность общества. Политические вопросы в нем решались в Народном собрании; публично, при большом стечении народа, совершался суд; многолюдны бывали празднества, дружеские встречи.

Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благотворном окружении древнегреческой литературы VI-Ш вв. до н.э., назовем «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историографию Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание несравненных шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон). Это было время расцвета философии: ранние натурфилософские школы в различных областях Великой Греции, образы высокой классики афинских мудрецов Сократа, Платона, Аристотеля.

А.Ф. Лосев, мыслитель ХХ в., крупнейший исследователь античной культуры, отметил «небывалый культ слова» в Греции этого периода, его обожествление.

С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образовательных целях: лидерами здесь были риторические школы (Сиракузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написаны ораторами, возглавлявшими такие школы.

Первым среди них обычно называют Горгия - философа-софиста. В диалоге Платона «Горгий» изложены основные научные позиции этого ритора. Горгий много странствовал, преподавая риторику и сочиняя речи для олимпийских и дельфийских празднеств. Ему принадлежит изречение: «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.»

Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллинов - риторов, у риторики триединая основа: нравственность, мудрость и артистизм; ценились также образованность, культура и талант оратора. Правда, позднее Цицерон скажет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся», - но и сам он был, несомненно, бесконечно одарен от природы.

Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей:

а) инвенция - в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовка содержания речи;

б) диспозиция, или композиция, в русских риториках - расположение;

в) элокуция и орнамента - выражение и украшение; последняя - самая объемная часть - впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);

г) мемориа - запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, её высокой готовности;

д) акция, или исполнение, - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.

Традиции древности прослеживаются в связи риторики

с логикой - рассуждение, доказательство, аргументация, законы мышления;

с философией - мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы.

с политикой - проблемы власти и свободы, собственности, войны и мира;

с юриспруденцией - права и обязанности человека, судебная практика;

с филологией - язык, его средства, стили, выразительность речи, просодия, литература, поэтика, жанры, театр.

Остро ставился вопрос ценности истины - эллины были тверды в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен предпочли смерть отказу своих убеждений.