logo
Лекция 1

«Риторика» Аристотеля

Автор «Метафизики», «Логика», «Политика», «Поэтики», «Аналитики» написал и наиболее значительный для своего времени труд в трёх книгах - «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека.

Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и человеческому счастью, последнему он отводит особенно много места, расценивает его как «благополучие, окрыленное добродетелью». Критерии счастья - уважение среди людей, успех любимого дела, дружная семья, наконец, главное - «иметь хорошего, близкого друга».

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это - высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми, которые не вооружены ораторским умением, риторическими знаниями, т. е. в этом отношении не равны с выступающим перед ними.

Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих животных», речь создает и семью, и государство, следовательно, риторика - учение об обществе и управлении им. Во многом риторика, по Аристотелю, - больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.

Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на

совещательные речи (их цель - одобрять или отклонять что-либо),

судебные (их цель - обвинять или оправдывать),

эпидейктические (их задача -хвалить или порицать).

Внутри этого членения выделялись и другие области применения риторики.

Так, афинская демократия способствовала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против агрессивной политики македонского царя Филиппа II. Высоко было развито и педагогическое красноречие, особенно в философских школах. Непревзойденным мастером учебного диалога был Сократ, его метод получил название сократического: если его ученик терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих выводов.

В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделено дружеской беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Внимание к интимному общению намечает отход от традиций официальной атмосферы риторического действия. Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с составлением документов, текстов законов, договоров, с торговыми отношениями и пр.

Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе - основных категориях риторики.

Этос - это нравственное начало, уместность речи, её соответствие нравственным ожиданиям слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть, т.е. те условия и соглашения, на основании которых ритору дозволено действовать. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня.

Пафос - это мысль, заключенная в речи, замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. Пафос ритора есть внесение новизны в тему и форму речи, которое представляет собою детализацию темы и формы, т.е. индивидуального акта речи. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.

Логос – мысль, заключенная в речи, словесные, языковые средства, мысль, идея, которая должна стать предметом активного размышления людей и усвоения на диалектическом уровне, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.

Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство эпоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии. Так, в речи судебной этос - это народный суд, действительно имевший место в Афинах, это диалог, в котором должна восторжествовать справедливость. Пафос - стремление выяснить правду, добиться ясной картины отношений сторон. Логос имеет свою цель: все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предельной безупречностью мысли и словесного оформления.

Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или возможному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим. Плоха риторика, которая оказывает давление на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает.

Риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования; сам трактат «Риторика» - это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества.