logo
Лекция 1

Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан.

Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут.

Однако в римский период усилились прагматические тенденции.

Во-первых, повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе. Высший пример этого - М.Т. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора. Его труды - «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Он и философ, и автор трактатов «О судьбе», «О природе богов». Цицерон утверждает: свойства оратора - активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор - мыслитель, а в тревожных ситуациях - воин.

Во-вторых - это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом ( около 36-96 гг. н.э.)

В-третьих - эстетический фактор в мастерстве красноречия. Цицерон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, одним словом, красиво» (Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972.-С.472). Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится всё выше. Особенно Цицерон ценит контрастные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, ритмику речи, иносказания, намёк. Его речи возбуждали мысль слушателей, как бы наталкивали их на понимание глубинного смысла. Он наметил основные линии воспитания оратора: известно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал (его ученикам можно было позавидовать).

В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя её функции в познании; более того, - ставил её во главе всех вещей, законов природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей входит в жизнь людей через речь. При этом красноречие понимается как умение обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво. В сущности, он приближается к современному пониманию когнитивной (познавательно-коммуникативной) роли языка и речи. Талант философа был признан за Цицероном не только в среде современников: средневековые монахи тщательно переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Августин Блаженный в V в. писал, что Туллий был тем, кем философия на латинском языке была начата и закончена.

Как оратор, ритор и мыслитель Цицерон отразил своё бурное время. Может быть, он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римскую культуру.

Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М.Ф. Квинтилиан в труде «Об образовании оратора» из 12 книг.

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечень ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диалогов различных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания - физического, нравственного, общекультурного. Сущность риторики, по Квинтилиану, - союз мысли и слова.

Таким образом, к началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны её проблемы:

  1. предмет риторики - красноречие и - шире - речь;

  1. функция риторики - убеждение средствами мастерства речи, языковой культуры;

  1. типы речи и сферы применения красноречия;

  1. личностные качества говорящего; его позиция, учёт адресата, а от части и позиция самого адресата;

  2. ступени ораторского действия: предмет и мысленная основа высказывания, его построение, языковое выражение, память и, наконец, исполнение;

  3. доведение перечисленного до уровня мастерства и даже искусства, особенно в части средств языкового оформления;

  1. основы оценки и самооценки речи и её результативности.

Раннее христианство. Гомилетика.

Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к III - IV вв. наступило сознание того факта, что само христианское учение - суть лучшие, высокоталантливые образцы красноречия, восходящие к своему идеальному источнику - учению и заповедям Иисуса Христа.

Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики - теории и искусства проповеди: в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников - апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим овцам дома Израилева; проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей - это должны быть достойные люди. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, - напутствуют их Христос. - Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедник несёт людям новый идеал - «приближение Царства небесного».

Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника - бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.

Содержание проповеди уже дано апостолу во многих прошедших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница веры в это новое учение, может быть, пройдет через семью, разделит сына и отца. И к этому он должен быть готов. Известно, что такой тип ораторов, проповедников учения Христа, действительно был, и не только в I - II вв. н.э., в годы преследования христиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников, растерзанных, замученных; были они и в более поздние времена. Много из этого учения взяли на своё вооружение и другие борцы за истину, за справедливость, как они её понимали.

И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приёмов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств. И сама Библия, и тексты молитв не лишены этих риторических приёмов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклеcиаст», «Песня песней Соломона».

Многие тексты и формы обращения, речи, введённые в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как преодоление в себе зла.

Европейские страны (на примере Франции)

Античное риторическое учение, как и многие основы культуры, было унаследовано странами, входившими в состав Римской империи. Но первое тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику, описанную нами выше.

В начале второго тысячелетия формируется в первых университетах строгая, логически выверенная речь: это лекции профессоров, виртуозно выстроенные диспуты. Эта изощренная дискуссионная речь (подчас на одиозные темы - с нашей современной точки зрения) получила название схоластики ... В наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула далеко не всегда справедлива: в схоластической форме складывалось академическое красноречие, достигшее к ХVIII - ХIХ вв. высочайшего уровня. К ХХ в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских диссертаций, доклады на научных конференциях и т.д. Тщательно отрабатывается система общения студентов и начинающих ученых с профессорами, академиками в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступления студентов на различных собраниях в университете и вне его, на практике.

Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету такой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, получивший распространение преимущественно в аристократическом обществе, в ХVIII в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился не только в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.

Франция может считаться наиболее ярким продолжателем античности в мастерстве политического красноречия, причем в трех его вариантах:

А) красноречие, рожденное на баррикадах Великой французской революции (конец ХVIII века);

Б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном собрании в ХIХ веке;

В) дипломатическое общение.

Исследователи истории французской риторики выделяют следующие этапы - периоды доминирующего красноречия:

До ХV века риторика в основном схоластическая, с ХVI века - гуманистическая, в ХVII в. - реформистская.

Признаки схоластического периода: стиль становится законом, в основе обучения высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа риторических правил отчетливо отразилась в русской практике общения ХVIII века.

Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрождения, её центром становится Дворцовая академия, составляется Французская риторика для короля Генриха III, вводится королевское красноречие. Риторика стимулирует разработку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы в ХХ в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растёт внимание к дикции, произношению, интонации.

Реформистская риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания, под её влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обучения дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создаются салоны и частные академии. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются диалекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научная (латинизированная) речь.

Риторика энциклопедическая и натуралистская - время эмансипации ума, быстрого развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фактор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная формула «искусство мыслить - искусство говорить - искусство писать».

Далее, на рубеже ХVIII-ХIХ вв., наступает период кризиса, утраты авторитета риторики, её критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике. Но эти причины будут рассмотрены на примере России, а не Франции, поскольку в России кризис происходил и в более острых формах и продолжительнее.