Порядок исполнения бюджетов. Принцип казначейского исполнения бюджетов.
Вплоть до принятия Бюджетного кодекса из всех стадий бюджетного процесса стадия исполнения бюджета была урегулирована в наименьшей степени.
В соответствии со ст.218 БК исполнение бюджетов по доходам подразумевает следующие процедуры:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по расходам согласно ст.219 БК исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета, и осуществляются в пять этапов:
1) Составление и утверждение Министром финансов на основе бюджетных росписей, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета, сводной бюджетной росписи;
2) Утверждение и доведение федеральным казначейством уведомлений о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных бюджетной росписью, до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетным кодексом закреплен принцип, в соответствии с которым уведомление о бюджетных ассигнованиях не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и платежей.
На основе бюджетной росписи вышестоящие распорядители бюджетных средств утверждают сметы доходов и расходов нижестоящим распорядителям и получателям бюджетных средств. Сметы передаются для исполнения в федеральное казначейство.
3) Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств утверждаются Министром финансов РФ, а для нижестоящих распорядителей и получателей - федеральным казначейством на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств.
С принятием Бюджетного кодекса в российском законодательстве впервые появилось легальное определение бюджетного обязательства и лимита бюджетных обязательств. Под бюджетным обязательством в соответствии со ст.222 БК понимается признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Несмотря на известные недостатки этого определения, на которых мы остановимся в аналитической части настоящего доклада, закрепление понятия бюджетного обязательства имеет огромное значение для обеспечения прав бюджетополучателей.
Лимитом бюджетных обязательств согласно ст.223 БК является объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. В соответствии со ст.224 БК лимит бюджетных обязательств для каждого получателя бюджетных средств не может отличаться от объема доведенных до него бюджетных ассигнований в расчете на квартал, за исключением случаев изменения объемов бюджетных ассигнований, блокировки расходов или отсрочки федеральным казначейством предоставления лимита бюджетных обязательств на срок до 3 месяцев в пределах 10% бюджетных ассигнований, установленных для данного бюджетополучателя на квартал.
4) Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
5) Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
На этой последней стадии санкционирования бюджетных расходов органы федерального казначейства проверяют соответствие составленных платежных документов требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств, подтверждают факт исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов дают согласие на платеж. При этом объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств, а объем последних не может превышать лимитов бюджетных обязательств.
Органы федерального казначейства могут отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:
-
при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного Кодекса;
-
при несоответствии принятых денежных обязательств закону о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
-
при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
-
при блокировке расходов.
В случае подтверждения бюджетных обязательств осуществляется расходование бюджетных средств путем списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного платежного обязательства. В целях установления дополнительных гарантий обоснованности расходования бюджетных средств ст.252 фиксирует правило, согласно которому разрешение на осуществление платежа и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом федерального казначейства.
- Понятие, принципы, формы и методы осуществления финансовой деятельности государства. Правовая характеристика централизованных и децентрализованных фондов государства.
- Правовая характеристика системы органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
- Понятие, предмет, метод финансового права. Место финансового права в системе отраслей российского национального права.
- Понятие, содержание, субъекты финансовых правоотношений. Классификация финансовых правоотношений.
- Финансовое право как система. Характеристика основных институтов финансового права.
- Понятие финансового контроля. Правовое обеспечение финансового контроля. Место финансового контроля в системе финансового права.
- Система органов финансового контроля, их классификация и правовая характеристика.
- Счетная палата рф: место в системе государственных органов финансового контроля, функции и права.
- Формы и методы финансового контроля. Финансовая дисциплина и меры ее правового обеспечения.
- Правовое обеспечение аудиторского контроля. Формы и порядок проведения аудиторской проверки. Аудиторское заключение: порядок оформления и режим применения.
- Понятие бюджета. Характеристика бюджетного законодательства. Бюджетные правоотношения: специфика, содержание, классификация. Бюджетная классификация: содержание и режим применения.
- Понятие, структура и принципы построения бюджетной системы.
- Бюджетные права рф, ее субъектов, муниципальных образований. Режим консолидированного бюджета.
- Доходы бюджетов рф: понятие, формы и принципы распределения между бюджетами различного уровня.
- Организационно-правовое обеспечение расходов бюджета.
- Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.
- Сбалансированность бюджетов. Режим использования профицита бюджетов. Режим формирования и использования резервных фондов бюджетов.
- Межбюджетные отношения: понятие, пробемы функционирования.
- Формы и порядок передачи денежных средств с одного уровня бюджетной системы на другой уровень.
- Понятие и основные стадии бюджетного процесса.
- Полномочия Минфина рф и Казначейства рф в бюджетном процессе.
- Порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов.
- Порядок исполнения бюджетов. Принцип казначейского исполнения бюджетов.
- Организация и формы контроля за исполнением бюджетов. Порядок отчетов об исполнении бюджетов.
- Виды правонарушений бюджетного законодательства и меры юридической ответственности за данные нарушения.
- Правовая характеристика государственного долга. Классификация государственного долга.
- Состав государственного долга рф. Порядок управления государственным долгом.
- Государственный кредит: понятие и формы. Особенности правоотношений в сфере государственного кредита.
- Правовой режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг. Классификация государственных ценных бумаг.
- Режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов рф и муниципальных образований.
- Задачи и функции государственных внебюджетных фондов, их статус и место в финансовой системе рф.
- Режим функционирования Фонда социального страхования рф, фондов обязательного медицинского страхования.
- Пенсионный фонд рф: задачи, органы управления,характеристика бюджета.
- Правовой режим индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.