Юридическая природа Содружества Независимых Государств (снг). Устав снг.
Устав СНГ. Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Устав СНГ составляют комплекс учредительных актов Содружества, при этом с точки зрения содержания и перспектив Устав (во всяком случае для признавших его государств) имеет первостепенное значение.
Устав СНГ состоит из преамбулы и девяти разделов, имеющих 45 статей. В нем дана ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Устава ООН, Заключительного акта и других документов СБСЕ.
В разд. I определены цели Содружества, охватывающие все без исключения сферы межгосударственного сотрудничества. В ст. 3 воспроизводятся основные принципы международного права, дополненные такими установлениями, как верховенство права в межгосударственных отношениях и духовное единение народов, которое основывается на уважении их самобытности и сохранении культурных ценностей.
В Уставе, как и в Соглашении от 8 декабря 1991 г., определены сферы совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие институты.
Раздел II посвящен членству, III — коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству, IV — предотвращению конфликтов и разрешению споров, V — сотрудничеству в экономической, социальной и правовой областях.
Самый большой по объему разд. VI регламентирует структуру, статус, полномочия, порядок деятельности органов Содружества.
Юридическая природа СНГ. Ни первоначальные учредительные акты, ни Устав СНГ не содержат четкой характеристики юридической природы Содружества, его правового статуса. Алма-Атинская декларация ограничилась лишь негативным тезисом, что "Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием". В Устав СНГ включена (ч. 3 ст. 1) аналогичная формула: "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями".
Надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение. Отрицание надгосударственного статуса, наднациональных полномочий не исключает квалификации СНГ как межгосударственного образования с координационными полномочиями.
С развитием и совершенствованием организационной структуры СНГ и особенно с принятием Устава и введением в действие его норм юридическая природа СНГ обретает достаточно ясные очертания.
1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.
2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональную правосубъектность международной организации.
3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов (так они квалифицируются в отдельных актах СНГ).
И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами международного права (ч. 1. ст. 1), есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права. Советом глав государств 24 декабря 1993 г. было принято Решение о некоторых мерах по обеспечению международного признания Содружества и его уставных органов. В числе этих мер — обращение к Генеральному секретарю ООН с предложением предоставить СНГ статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Такая резолюция принята Генеральной Ассамблеей в марте 1994 г.
Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами: оно создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства; имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов; имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.
Цель СНГ — сотрудничество государств-членов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, содействие гражданам государств в свободном общении и контактах.
Устав СНГ предусматривает восемь сфер совместной деятельности государств-членов:
-
обеспечение прав и свобод человека;
-
координация внешнеполитической деятельности;
-
сотрудничество в формировании общего экономического пространства;
-
сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
-
охрана здоровья населения и окружающей среды;
-
вопросы социальной и иммиграционной политики;
-
борьба с организованной преступностью;
-
сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
- Понятие международного права как правовой системы и особенности международного права.
- Соотношение международного и внутригосударственного права.
- Проблемы имплементации (внедрения) норм международного права в российскую правовую систему.
- Система современного международного публичного права. Соотношение с международным частным правом.
- Общая характеристика и признаки «старого» международного права.
- Общая характеристика и признаки «нового» международного права.
- Источники современного международного права. Их виды и общая характеристика.
- Субъекты современного международного права. Содержание их правосубъектности.
- Государства как субъекты международного права. Юридическая природа современных международных межправительственных организаций (ммпо).
- Международные организации как субъекты международного права.
- Нации и народы как субъекты международного права.
- Признание и его юридические последствия. Виды и формы признания.
- Правопреемство и его виды. Венская конвенция о правопреемство государств в отношении международных договоров 1978 года.
- Понятие и классификация основных принципов международного права. Декларация о принципах международного права 1970 года.
- Соотношение принципа самоопределения наций, народов и принципа территориальной целостности государств.
- Право международных договоров как отрасль международного права, его источники и кодификация.
- Международный договор: понятие, наименование, форма, язык и структура. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Порядок заключения международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Условия правомерности международных договоров. Недействительность и основания для оспаривания действительности международных договоров.
- Понятие международных договоров и способы их прекращения. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
- Право международных организаций как отрасль международного права. Ее значение в современном мире.
- Устав Организации Объединенных Наций: разработка, принятие, цели, принципы, структура и содержание. Учет опыта деятельности предшественницы оон - Лиги Наций.
- Система органов оон. Место и роль Генеральной Ассамблеи оон в системе органов оон.
- Система органов оон. Место и роль Совета Безопасности в системе органов оон.
- Экономический и Социальный Совет оон: порядок формирования, компетенция, решения.
- Международный Суд оон : состав, порядок образования, компетенция.
- Специализированные учреждения оон. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (юнеско).
- Европейские региональные международные организации (Совет Европы, Европейский Союз, обсе) и участие России в их деятельности.
- Юридическая природа Содружества Независимых Государств (снг). Устав снг.
- Понятие и основания международно-правовой ответственности.
- Понятие и виды международных правонарушений.
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
- Понятие и формы материальной международно-правовой ответственности.
- Понятие и формы политической международно-правовой ответственности.
- Международная уголовная ответственность физических лиц.