logo search
otvety_po_obshage

23. Молодежь как социальная группа

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Особенности социального положения молодежи

  1. Переходность положения.

  2. Высокий уровень мобильности.

  3. Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

  4. Активный поиск своего места в жизни.

  5. Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

  1. возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

  2. самоорганизация и независимость от официальных структур;

  3. обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

  4. относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

  5. выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

  6. атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.