3. Источники права: понятие и виды
Одним из признаков права выступает его формальная определённость, то есть определённость по форме. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Существует две основные точки зрения по вопросу о соотношении понятий «источник права» и «форма права»:
Первая указывает на то, что названные понятия являются тождественными;
Вторая точка зрения заключается в том, что понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права». Последняя точка зрения преобладает в науке.
Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
Во-первых, источник в материальном смысле или материальные условия жизни общества;
Во-вторых, источник в идеологическом смысле или правовые учения и доктрины, правосознание;
В-третьих, источник в формально-юридическом смысле или форма права. Выделяют четыре основных формы права.
Первая - это нормативный акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Нормативный акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права.
Вторая – правовой обычай, представляющий собой исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения. В российской юридической системе роль правового обычая незначительна.
Третья - юридический прецедент, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придаётся сила нормы права, и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Данная форма распространена преимущественно в странах англо-саксонской правовой семьи. Там публикуются судебные отчёты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание за судом правотворческой функции.
Четвертая - нормативный договор, представляющий собой соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. Сейчас роль нормативных договоров в России возрастает. Они получают всё более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и других отраслях права.
В России основным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон характеризуется следующими признаками:
Во-первых, он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
Во-вторых, порядок его подготовки и издания определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентами палат Федерального Собрания;
В-третьих, в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
В-четвертых, он обладает высшей юридической силой;
В-пятых, он регулирует наиболее важные общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговорённом порядке.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на федеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты подразделяются на нормативные акты неопределённо-длительного действия и временные нормативные акты.
СЛАЙД 26
- 1. Понятие и признаки государства
- 2. Сущность государства
- 3. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
- 4. Механизм государства: понятие, основные черты, структура
- 5. Принципы организации и функционирования механизма современного государства
- 1. Форма государственного правления
- 2. Форма государственного устройства
- 3. Политический режим: понятие, признаки, виды. Демократический режим.
- 4. Антидемократические режимы
- 1. Государство и общество: соотношение и взаимодействие
- 2. Политическая система общества и место в ней государства
- 3. Понятие и классификация функций государства
- 1. Понятие, признаки и сущность права
- 2. Понятие и принципы права
- 3. Понятие и виды функций права
- 1. Правовой статус личности: понятие и структура
- 2. Понятие и принципы правового государства
- 1. Понятие и признаки нормы права
- 2. Типы права и основные виды правовых систем
- 3. Источники права: понятие и виды
- 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 1. Понятие и виды правотворчества. Систематизация нормативных актов
- 2. Система права и система законодательства
- 3. Правовые отношения и их объекты
- 4. Правовой статус личности
- 1. Правосознание и правовая культура
- 2. Понятие, виды и состав правонарушений
- 3. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
- 4. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
- 5. Понятие правопорядка, законности и дисциплины.
- 1. Источники и система российского конституционного права
- 2. Ответственность в конституционном праве России
- 3. Понятие и функции конституции
- 4. Содержание конституции
- 5. Основы конституционного строя Российской Федерации
- 1. Правовой статус личности: понятие, виды и принципы
- 2. Понятие и виды прав и свобод человека и гражданина
- 3. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
- 1. Федерация и федерализм
- 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
- 3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
- 1. Понятие, признаки и виды органов государственной власти
- 2. Законодательное регулирование системы органов государственной власти субъектов рф.
- 3. Президент Российской Федерации
- 4. Органы законодательной власти.
- 5. Федеральное Собрание Российской Федерации
- 6. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 7. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 8. Органы исполнительной власти Российской Федерации
- 9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 10. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации
- 1. Понятие и источники гражданского права
- 2. Гражданское правоотношение: понятие, содержание, виды
- 3. Сделки: понятие, форма и виды
- 4. Действительность сделок