2. Понятие и принципы правового государства
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. В идее правового государства выделяются два главных аспекта:
Во-первых, свобода человека и наиболее полное обеспечение его прав;
Во-вторых, ограничение правом государственной власти.
В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, в основе которой лежит принцип «незапрещенное законом дозволено». Человек свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего, в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство. Права человека есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества.
Права человека и правовое государство характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право. Оно должно быть соединяющим звеном между человеком и государством, а отношения между ними истинно правовыми.
Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки наделённой властью личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством и даже возвышается над ним.
Итак, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Из определения правового государства можно выделить два главных принципа правового государства:
Во-первых, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
Во-вторых, наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения.
Первый принцип юридически закреплен в статье 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение, а именно – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.
Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека законодатель ставит в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры смогут стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства.
Среди правоограничивающих мер особое место занимает принцип разделения государственной власти. Его главное требование заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из них должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Федерализм тоже является фактором ограничения государственной власти. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти разделением её по вертикали и тем самым становится мощным ограничителем, действенным элементом системы сдержек и противовесов. Это создаёт своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина.
В качестве способа ограничения политической власти выступает верховенство закона, его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон не может быть отменён, изменён или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо его представителями.
Взаимная ответственность государства и личности – это тоже способ ограничения политической власти. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые сдерживают административный произвол. К ним относятся:
Во-первых, ответственность правительства перед представительными органами;
Во-вторых, дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершённого правонарушения.
Можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из рассмотренных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т. п.
Резюмируя всё вышеизложенное по вопросу о правовом государстве, сформулируем его наиболее полное сущностное определение.
Правовое государство – это такое государство, в котором все ветви власти поставлены в рамки закона, ограничены законом, подчиняются закону. Граждане обладают неотъемлемыми правами и неприкосновенностью во всех случаях, когда их поведение не выходит за пределы одинаковых для всех правовых регламентаций. Государство и граждане являются равноправными, «равновеликими» субъектами общественных отношений.
ЛЕКЦИЯ 6 НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА
1. Понятие, признаки и виды норм права
2. Типы права и основные виды правовых систем
3. Источники права: понятие и виды
4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
СЛАЙД 23
- 1. Понятие и признаки государства
- 2. Сущность государства
- 3. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
- 4. Механизм государства: понятие, основные черты, структура
- 5. Принципы организации и функционирования механизма современного государства
- 1. Форма государственного правления
- 2. Форма государственного устройства
- 3. Политический режим: понятие, признаки, виды. Демократический режим.
- 4. Антидемократические режимы
- 1. Государство и общество: соотношение и взаимодействие
- 2. Политическая система общества и место в ней государства
- 3. Понятие и классификация функций государства
- 1. Понятие, признаки и сущность права
- 2. Понятие и принципы права
- 3. Понятие и виды функций права
- 1. Правовой статус личности: понятие и структура
- 2. Понятие и принципы правового государства
- 1. Понятие и признаки нормы права
- 2. Типы права и основные виды правовых систем
- 3. Источники права: понятие и виды
- 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 1. Понятие и виды правотворчества. Систематизация нормативных актов
- 2. Система права и система законодательства
- 3. Правовые отношения и их объекты
- 4. Правовой статус личности
- 1. Правосознание и правовая культура
- 2. Понятие, виды и состав правонарушений
- 3. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
- 4. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
- 5. Понятие правопорядка, законности и дисциплины.
- 1. Источники и система российского конституционного права
- 2. Ответственность в конституционном праве России
- 3. Понятие и функции конституции
- 4. Содержание конституции
- 5. Основы конституционного строя Российской Федерации
- 1. Правовой статус личности: понятие, виды и принципы
- 2. Понятие и виды прав и свобод человека и гражданина
- 3. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
- 1. Федерация и федерализм
- 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
- 3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
- 1. Понятие, признаки и виды органов государственной власти
- 2. Законодательное регулирование системы органов государственной власти субъектов рф.
- 3. Президент Российской Федерации
- 4. Органы законодательной власти.
- 5. Федеральное Собрание Российской Федерации
- 6. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 7. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 8. Органы исполнительной власти Российской Федерации
- 9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 10. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации
- 1. Понятие и источники гражданского права
- 2. Гражданское правоотношение: понятие, содержание, виды
- 3. Сделки: понятие, форма и виды
- 4. Действительность сделок