logo search
Учебник по ТП (Автосохраненный)

§ 2. Стороны социального партнерства. Участие органов

государственной власти и органов местного самоуправления

в системе социального партнерства

1. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели (ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, создают органы социального партнерства, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию.

Стороны социального партнерства - работники и работодатели - не могут действовать иначе чем через своих представителей. В связи с этим законодатель включил в содержание Кодекса специальную главу, определяющую круг представителей сторон и их правовое положение.

1.1. Представители работодателя (работодателей).

Представителем работодателя названы руководитель организации или уполномоченные им лица <1>.

--------------------------------

<1> В том случае, когда работодателем является индивидуальный предприниматель, он представляет свои интересы самостоятельно.

Руководитель организации в соответствии с ч. 4 ст. 20 ТК осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, т.е. действует от его имени. От имени организации в трудовых отношениях может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган организации), но и другие органы управления (например, правление или совет директоров), а также специально уполномоченные должностные лица. Определяется это учредительными документами организации или локальными нормативными актами.

Надо учитывать также возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах; ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

В последние годы приобретает актуальность еще один вид представительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления трудовые отношения с руководителем организации-должника прекращаются. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Соответственно, внешний управляющий или конкурсный управляющий представляет интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

Такой вид представительства актуален скорее не для заключения коллективного договора, а для его изменения или обеспечения права работников на участие в управлении организацией.

При заключении коллективного договора в обособленном структурном подразделении представительство интересов работодателя осуществляется обычно по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем соответствующего обособленного структурного подразделения, который действует от имени юридического лица. Однако в соответствии со ст. 40 ТК представлять интересы работодателя в этом случае может и иное лицо.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п. Эти лица ведут коллективные переговоры, представляя интересы работодателя, но не принимают окончательных решений и не подписывают коллективный договор.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона об объединениях работодателей объединение работодателей является самостоятельной формой некоммерческой организации, которая основана на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Предложенное определение позволяет выделить характерные черты объединения работодателей. Это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (ст. 4 Закона об объединениях работодателей). Закон называет следующие виды объединений работодателей:

общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей;

межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей;

региональное объединение работодателей;

региональное отраслевое объединение работодателей;

территориальное объединение работодателей;

территориальное отраслевое объединение работодателей.

Для взаимодействия социальных партнеров на самом высоком уровне (образование РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей - общероссийское. Оно создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, запрещается (ст. 6 указанного Закона).

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые выступают в качестве органов социального партнерства (ст. 35 ТК). Они же от имени работодателей принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров интересов, т.е. споров, возникших при заключении или изменении соглашений (ст. ст. 398 - 408 ТК).

Статья 13 Закона об объединениях работодателей предусматривает и другие права объединений, в частности право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики.

Объединение работодателей, будучи некоммерческой организацией, не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно и гарантировать выполнение работодателями принятых на себя обязательств. Объединение работодателей осуществляет лишь представительские функции, правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип находит подтверждение и в правилах определения сферы действия соглашений (ст. 48 ТК), поэтому объединение работодателей не может участвовать в разрешении спора права - разногласий по поводу невыполнения соглашений.

Интересы государственных и муниципальных предприятий в системе социального партнерства также представляют объединения работодателей, а вот государственные и муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из бюджета, могут быть представлены соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления (ст. 34 ТК).

На практике интересы государственных учреждений обычно представляет государственный орган отраслевого управления - министерство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, заключению соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК). Следовательно, именно они могут принимать участие в консультациях, получать информацию, направлять предложения о принятии законов и т.п.

По сложившейся практике в региональные трехсторонние комиссии также входят объединения работодателей, а не иные представительные органы. Это нашло отражение в целом ряде законов субъектов РФ. Кстати, ч. 3 ст. 35 ТК прямо предусматривает, что деятельность региональных комиссий осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Таким образом, полномочия органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, представляющих интересы работодателей, по участию в деятельности трехсторонних органов на уровне субъектов Федерации определяются в конечном счете региональным законодательством.

Об участии указанных представительных органов в деятельности территориальных трехсторонних и отраслевых комиссий Трудовой кодекс не упоминает. Очевидно, этот вопрос должен решаться в положениях о соответствующих комиссиях.

1.2. Представители работников.

Основными представителями работников выступают профсоюзы и их объединения, профсоюзные организации.

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.

В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании направлений социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские).

Для взаимодействия на федеральном уровне по согласованию основных направлений социально-экономической политики, заключению генерального соглашения, организации работы РТК создаются общероссийские объединения профсоюзов. В соответствии со ст. 3 Закона о профсоюзах общероссийским объединением (ассоциацией) профсоюзов признается добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ.

Общероссийское объединение профсоюзов создается добровольно на основе учредительного договора и устава. В уставе должны быть указаны наименование, цели и задачи объединения, состав участников, территория, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, порядок образования профсоюзных органов и их компетенция и др.

Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства, как правило, представляет первичная профсоюзная организация. Как указано в ст. 30 ТК, первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов. Это общее правило. Однако законодатель устанавливает и исключения: в некоторых случаях первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах. Статья 37 ТК предусматривает три случая, когда профсоюзные организации (созданный ими единый представительный орган) выступают в коллективных переговорах от имени всех работников данного работодателя:

1) когда в организации (у индивидуального предпринимателя) действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);

2) когда две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, создали единый представительный орган (ч. 2);

3) когда на общем собрании (конференции) работников избрана первичная профсоюзная организация, которой поручено вступить в коллективные переговоры от имени всех работников (ч. 4).

При этом передача первичной профсоюзной организации полномочий от имени работников, не являющихся членами профсоюза, не производится. В указанных случаях профсоюз осуществляет представительство всех работников независимо от членства в профсоюзе в силу прямого указания закона.

Трудовой кодекс предусматривает возможность представительства профсоюзами работников, не состоящих членами соответствующих организаций, только для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, разрешения коллективных трудовых споров. Представительство первичными профсоюзными организациями всех работников организации (индивидуального предпринимателя) в иных формах социального партнерства Трудовым кодексом не предусмотрено, что отличается от ранее действовавших правил.

Это недостаток действующего законодательства, однако он может быть исправлен в коллективном договоре либо соглашении.

В тех случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, допускается создание на общем собрании (конференции) работников иного представителя (представительного органа). Такой орган (представитель) избирается тайным голосованием из числа работников организации (индивидуального предпринимателя).

Такие же правила действуют в том случае, когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена общим собранием (конференцией) представлять интересы всех работников при проведении коллективных переговоров.

По смыслу ч. 1 ст. 31 ТК представителем работников при отсутствии первичной профсоюзной организации либо ее малочисленности может выступать как представительный орган, так и специально избранные работники - представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов, видимо, достаточно избрания одного или нескольких представителей.

В соответствии с положениями Конвенции МОТ N 135 "О представителях трудящихся" (1971) наличие выборных представителей работников не может использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.

Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК). Статья 16 Закона о профсоюзах провозглашает сотрудничество принципом отношений между профсоюзами, первичными профсоюзными организациями и их органами и другими представительными органами работников. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона).

Работодатель несет соответствующие обязанности по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников (ст. 32 ТК). В соответствии со ст. 377 ТК работодатель обязан безвозмездно предоставлять выборным профсоюзным органам помещение для проведения собраний (конференций), предоставить возможность размещения информации и т.п. Аналогичное положение содержится в ст. 28 Закона о профсоюзах. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Аналогичные условия должны создаваться для избранных представителей работников (представительного органа) в случае отсутствия или малочисленности первичной профсоюзной организации.

2. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства.

Социальное партнерство - явление многогранное. Оно может развиваться как двустороннее взаимодействие и как сотрудничество на основе трипартизма, т.е. участия в системе социального партнерства органов государства и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Они выступают не в качестве социальных партнеров, а как третий независимый участник консультаций или переговоров, оказывающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаимоприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений.

Второстепенная роль органов государства и органов местного самоуправления проявляется и в том, что они участвуют далеко не во всех формах социального партнерства. Работники и работодатели часто сотрудничают без привлечения третьей стороны. Во-первых, все взаимодействия в рамках организации осуществляются на двусторонней основе. Во-вторых, заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государственных органов или органов местного самоуправления, если представители работников и работодателей так решат (ст. 45 ТК).

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства, не получают никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашений. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей или представляют интересы работодателей в соответствии со ст. 34 ТК.