logo
Учебник по ТП (Автосохраненный)

§ 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении

ими государственных или общественных обязанностей

Поскольку наряду с трудовыми обязанностями работники могут привлекаться к исполнению различных государственных и общественных обязанностей, возникает необходимость предоставления им определенных гарантий и компенсаций за время исполнения таких обязанностей, если они выполняются в рабочее время.

Прежде всего работодатель должен освободить работника на время исполнения государственных и общественных обязанностей от работы с сохранением за ним места работы (должности), если эти обязанности в соответствии с федеральным законом должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК). Что же касается компенсаций за время исполнения государственных и общественных обязанностей, то они в отличие от прежнего законодательства должны предоставляться не работодателем, а, что совершенно логично, тем государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к их исполнению. Размер компенсаций определяется законом, иным нормативным правовым актом или решением соответствующего общественного объединения.

Законодательство о труде не содержит перечня случаев, когда работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время выполнения государственных или общественных обязанностей. Такая обязанность возникает, когда она предусмотрена другими федеральными законами. Все достаточно многочисленные случаи предоставления указанных гарантий и компенсаций можно разделить на несколько групп, а именно:

1) в связи с реализацией избирательного права;

2) в связи с осуществлением правосудия и участием в работе правоохранительных органов;

3) при выполнении воинской обязанности;

4) работникам, избранным на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления;

5) работникам, выполняющим некоторые общественные обязанности.

Рассмотрим их подробнее.

1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает гарантии и компенсации в трудовых отношениях для лиц, участвующих в той или иной форме в осуществлении избирательного права. Так, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса освобождаются от основной работы на срок полномочий комиссии, в состав которой они входят.

Председатель, заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии РФ, председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта РФ, председатель иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работают в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе.

Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность) и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Гарантии предусмотрены и для зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения, избирательного блока) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе осуществляют агитационную деятельность. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять ему по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения, избирательного блока устанавливается законом.

Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе работодателя уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

2. Гарантии и компенсации в связи с осуществлением правосудия и участием в работе правоохранительных органов.

Федеральным законом от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" для арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия (ст. ст. 6, 7) и Федеральным законом от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" для присяжных заседателей предусмотрено сохранение для лиц, привлекаемых к участию в арбитражном и уголовном процессе, места работы. В то же время размер компенсационных выплат за время их участия в осуществлении правосудия различен. Компенсационное вознаграждение арбитражному заседателю выплачивается в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством. Присяжному заседателю выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи этого суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту основной работы пропорционально времени (количеству дней) присутствия в суде.

Воспрепятствование работодателем явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 17.5 КоАП).

Определенные гарантии и компенсации предусмотрены и для лиц, участвующих в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве уголовных, административных и гражданских дел. Так, в рамках уголовного судопроизводства за лицами, вызываемыми в качестве свидетеля, потерпевшего (их законными представителями), эксперта, специалиста, переводчика и понятого, сохраняется средний заработок по месту их работы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Кроме того, все перечисленные лица имеют право на покрытие их расходов, связанных с их явкой к месту проведения процессуальных действий и проживанием (ст. 131 УПК). Эти суммы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда и возмещаются за счет федерального бюджета или средств участников уголовного судопроизводства по нормам, установленным Правительством РФ, и включают в себя: стоимость проезда к месту вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные.

По делам об административных правонарушениях потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (ст. 25.14 КоАП).

За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе по этой причине заработная плата по основному месту работы (ст. 131 НК). Лицам, привлекаемым за участие в производстве действий по осуществлению налогового контроля, - свидетелям, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится после выполнения ими своих обязанностей на основании решения начальника налогового органа, привлекавшего их для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

Расходы по явке работников в суд и правоохранительные органы возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок определен Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.90 N 245, и Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 N 298. В соответствии с этими актами суммы, подлежащие выплате свидетелям, законным представителям потерпевших, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым, т.е. вознаграждение и компенсации стоимости проезда, расходы по найму жилого помещения, суточные, выплачиваются органом, производящим вызов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, из средств, специально отпускаемых по смете на указанные цели, а по гражданским делам - из сумм, вносимых сторонами, кроме случаев, когда стороны освобождены от уплаты судебных расходов по делу; в этих случаях оплата производится из средств, отпускаемых по смете. Выплата вознаграждения свидетелям, потерпевшим и понятым за отвлечение их от работы, экспертам, специалистам и переводчикам за выполненную ими работу, а также возмещение этим лицам расходов по явке производятся на основании постановления лица, проводящего дознание, следователя, прокурора или определения суда немедленно по выполнении этими лицами своих обязанностей независимо от фактического получения и взыскания со сторон судебных расходов по гражданским делам или судебных издержек с осужденных по уголовным делам.

Порядок возмещения расходов специалистов, привлекаемых для оказания содействия в проведении таможенного контроля, предусмотрен Положением о возмещении расходов специалистам правоохранительных или контролирующих государственных органов, привлекаемым для оказания содействия в проведении таможенного контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.11.2003 N 666. Этим специалистам компенсируются расходы на проезд, по найму жилого помещения, суточные по нормам, аналогичным нормам о возмещении таких расходов при служебных командировках.

3. Законом о воинской обязанности предусмотрены гарантии и компенсации, связанные с исполнением этой обязанности.

Так, граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере не более 1000 руб., а также им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, и командировочные расходы на время медицинского освидетельствования, обследования или лечения, чтобы решить вопрос о постановке их на воинский учет, обязательной подготовке к военной службе, призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы (ст. 6 Закона).

Граждане на время медицинского освидетельствования для решения вопросов о призыве на военные сборы, на время изучения и подбора кандидатов для призыва на военные сборы или исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, а также на время привлечения на тренировочные занятия освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере не более 1000 руб., им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также суточные.

Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере, не превышающем 1000 руб. Им выплачивается также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, оклад по воинскому званию и возмещаются суточные за время нахождения в пути.

Выплата им среднего заработка, а также суточных за время нахождения в пути производится по месту постоянной работы на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина на военных сборах.

Лицам, обеспечивающим исполнение гражданами воинской обязанности или поступление ими на военную службу по контракту (врачам-специалистам, среднему медицинскому персоналу, другим специалистам и техническим работникам), за время участия в указанных мероприятиях выплачивается средний заработок по месту их постоянной работы, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы (ст. 5 Закона).

Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением Закона о воинской обязанности, производится за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Министерство обороны РФ в месячный срок после представления организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные средства.

Все перечисленные гарантии в современных условиях должны применяться с учетом положения ст. 170 ТК, которая предусматривает обязанность работодателя освободить работника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей и сохранить за ним место работы. Сохранение заработка не является обязанностью работодателя.

4. В соответствии со ст. 172 ТК гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства, поскольку они осуществляют свои полномочия не на основании трудового договора, а в силу акта избрания. В то же время законами о статусе этих лиц обычно предусматриваются и гарантии, связанные с трудоустройством после окончания полномочий по выборной должности, периода замещения выборной должности и т.д.

Выборными должностями в государственных органах являются должности Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральным законом от 08.05.94 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что указанным лицам, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту их работы или с их согласия в другой организации. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или службу в течение 6 месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Определенные гарантии в трудовых отношениях установлены и для их супругов, уволенных в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания РФ. Обеспечивается бесплатный проезд и провоз имущества депутатов и проживающих с ним членов семьи и т.д.

Аналогичные гарантии установлены законами субъектов РФ о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти этих субъектов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления (например, главе муниципального образования) социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, также устанавливаются законами субъектов РФ.

5. Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, предусмотрены Законом о профсоюзах (ст. 25). Они состоят в особом порядке увольнения по инициативе работодателя руководителей выборных профсоюзных органов и освобождении от основной работы на время выполнения общественных обязанностей. Увольнение руководителей и их заместителей выборных профсоюзных органов организации, ее структурных подразделений, не освобожденных от основной работы, по инициативе работодателя на основании п. п. 2, 3 и 5 ст. 81 ТК допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Следует в то же время отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П п. 3 ст. 25 Закона о профсоюзах признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в которой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.

По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ не подлежит применению также п. 1 ст. 374 ТК в части, предусматривающей возможность увольнения по инициативе работодателя в соответствии с п. 5 ст. 81 ТК (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.

Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. При невозможности предоставления соответствующей работы по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняют за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (ст. 375 ТК).

Освобождение работника от работы возможно также в связи с его участием в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров. Так, для участия в работе комиссий по трудовым спорам членам этих комиссий предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК). При их увольнении по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ст. 81 ТК, работодатель обязан учесть мотивированное мнение выборного профсоюзного органа независимо от того, состоит член комиссии по трудовым спорам в профсоюзе или нет.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК). Аналогичные гарантии предусмотрены ст. 405 ТК для членов примирительных комиссий, трудовых арбитров. На время участия в разрешении коллективного трудового спора они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.