logo search
УМК по Отечественной истории

Раздел 2. Россия в контексте истории нового времени. XVII – XVIII вв.

Смута в Московском государстве начала XVII в. Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки. Истоки Смуты (династические, экономические, политические, социальные). Смута как общенациональный кризис и ее аспекты: придворная борьба за власть, феномен самозванства в русской истории, социальные движения, национально-освободительная борьба против интервентов. Итоги смутного времени и его отдаленные последствия. Альтернативы политического развития страны. Воцарение династии Романовых.

Ликвидация последствий «великого московского разорения». Новые элементы в экономике страны. Появление мануфактур. Всероссийский рынок. Особенности российской торговли, торговые уставы.

Восстановление престижа царской власти. Новые черты в деятельности центральных и местных органов управления. Эволюция в сторону абсолютизма. «Священство и царство»: соперничество духовной и светской властей. Реформы патриарха Никона. Раскол как проявление идеологического кризиса общества.

Изменение социальной структуры российского общества. Возникновение сословного самосознания. «Бунташный век»: городские восстания, стрелецкие бунты, казацко-крестьянская война Степана Разина. Этапы закрепощения крестьян и юридическое закрепощение крестьянства. Соборное Уложение 1649 г.

Основные направления внешней политики России. Войны с Речью Посполитой, Швецией и Османской империей. Вхождение украинских земель в состав Российского государства,

Россия накануне петровских реформ. Правление Федора Алексеевича. Реформаторство В.В.Голицына. Правление Софьи. Предпосылки Петровских преобразований.

Особенности развития культуры России в XVII в. В поисках выхода из идеологического кризиса: старообрядчество, каноническое православие, секуляризованная мысль. Доминирование патриархальности и робкое новаторство. Зарождение поэзии, драматургии и сатиры. Тенденции к обмирщению в зодчестве и живописи (московское барокко, парсуны).

«Век просвещения» в Европе: начало промышленного переворота и политических реформ. Век интеллектуальной революции и просвещенного абсолютизма.

Россия в конце XVII - первой четверти XVIII вв. Реформы Петра I.

Россия накануне преобразований. Формирование личности Петра I.

Стратегия прорыва в Европу: борьба за выход к морю. Азовские походы и строительство флота. «Великое посольство». Создание Северного союза.

Первые реформы: военная, городская, упорядочение сбора налогов, реорганизация приказной системы, новое летоисчисление, начало европеизации быта.

Северная война и потребность в модернизации страны. Строительство металлургических, оружейных, суконных мануфактур. Податная реформа. Перенос столицы. Создание регулярной армии и флота. Победы над шведами. Ништадтский мир. Присоединение Прибалтики к России. Коренное изменение международного положения России в результате Северной войны.

Эволюция государственного строя. Реформы местного и центрального управления. Табель о рангах. Институт фискалов. Церковная реформа. Указ о престолонаследии. Провозглашение Российской империи.

Феодально-крепостническая основа и социальные последствия экономического «скачка». Деревня. Город. Меркантилизм. Протекционизм. Социальная политика. Население и его социальная структура. Столица и провинция. Борьба с оппозицией. Дело царевича Алексея. Народные движения. Современники эпохи о деятельности Петра и её плодах.

Европеизация общественной и культурной жизни. Социокультурный раскол в России. Старое и новое в культуре. Становление светской культуры. Преобразование в области просвещения. Основание Академии наук, музея. Литература. Искусство. Архитектура. Новые принципы градостроительства. Петербург. Общественно-политическая мысль. Современники о реформах. «Птенцы гнезда Петрова». Люди петровской эпохи.

Оценка петровских реформ в отечественной и зарубежной историографии.

Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)

Россия после Петра. Расширение дворянских привилегий, развитие экономики на крепостнической основе. Связь политики в области промышленности, торговли и финансов с правами дворянства и сословной структурой. Особенности предпринимательства, торгово-промышленные компании.

Дворцовые перевороты. Роль гвардии в политической жизни страны. Верховный тайный совет. «Кондиции» 1730 г. – попытка ограничения самодержавия. Царствование Анны Иоанновны. Бироновщина – мифы и реальность.

Русификаторская и продворянская политика Елизаветы Петровны. Петр III.

Внешняя политика и международное положение страны в 20-е – 50-е гг. XVIII в. Войны с Турцией и Швецией. Участие России в Семилетней войне.

Культура и просвещение. Деятельность Академии наук. Основание Московского университета. М.В.Ломоносов. Открытие Академии художеств. Профессиональный театр. Живопись, скульптура, архитектура. Стиль барокко. В.В.Растрелли. Общественно-политическая мысль.

Россия во второй половине XVIII в. Государственная деятельность Екатерины II.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: программа либеральных реформ, «Уложенная комиссия» 1767-68 гг., «Наказ». Деятели Екатерининской администрации: Н.И.Панин. А.Г.Орлов. Г.А.Потемкин.

Укрепление власти дворянства на местах. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расширение прав помещиков. «Крепостная мануфактура». Секуляризация монастырского землевладения.

Рост товарно-денежных отношений, свобода предпринимательства. Система кредитных государственных учреждений. Развитие внутренней и внешней торговли. Окончательная ликвидация внутренних таможен, отмена монополий. Развитие экономической мысли. Вольное экономическое общество. Привлечение в Россию иностранных колонистов.

Крестьянская война 1773 – 1775 гг. под руководством Е.И.Пугачева.

Внешняя политика Екатерины II. Процесс формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Войны последней трети XVIII века и их итоги. Присоединение Новороссии, Крыма. Протекторат над Грузией. Разделы Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии, Литвы и Курляндии. Освоение Дальнего Востока. Русская Америка. Участие России в антифранцузской коалиции. Военное и морское искусство. А.В.Суворов. П.А.Румянцев. Ф.Ф.Ушаков.

Развитие русской культуры в последней трети XIX в. Быт и нравы. Культура дворянских усадеб. Города. Крестьянская культура. Русские просветители. Н.И.Новиков. Масонство. А.Н.Радищев. Школьная реформа. Развитие науки. Литература и журналистика. Изобразительное искусство. Архитектура. Смена художественных стилей: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.

Царствование Павла I. Противоречивость его внутренней и внешней политики.

Доклады и рефераты

1. Смута на Руси: причины и историческое значение.

2. Историческая роль народных ополчений 1612 года.

3. Церковная реформа Никона и последствия раскола.

4. Зарождение русского старообрядчества: причины и особенности процесса.

5. Внутриполитические преобразования Петра I Великого и их оценка обществом.

6. Петр Великий как полководец и дипломат.

7. Культура России в эпоху Петра I. Соотношение «старого» и «нового».

8. Феномен эпохи дворцовых переворотов в России.

9. Исторический портрет Анны Иоановны.

10. Исторический портрет Елизаветы Петровны.

11. «Просвещенный абсолютизм» в России: особенности, сущность, противоречия.

12. Феномен фаворитизма в российской истории XVIII века.

13. Внешняя политика России в эпоху Екатерины II (1762 – 1796 гг.).

14. Культура России в эпоху Екатерины II.

15. Становление и роль русского просветительства в развитии общественно-политической мысли XVIII века.

Семинарские занятия

Семинар 1

Смута в России: гражданская война или время альтернатив?

  1. Социально-политический и экономический кризис конца XVI – начала XVII вв. Причины наступления смуты.

  2. Исторические итоги и последствия смутного времени.

Семинар 2

Первая попытка модернизации России и ее последствия

  1. Черты Петровского абсолютизма: идеология и политика.

  2. Борьба за власть после смерти Петра Великого. Правление "временщиков" - "время чтоб самодержавию не быть"?

Семинар 3

«Просвещенный абсолютизм в России»: особенности и сущность

1. Правление Екатерины II: идеи Просвещения и крепостнический курс.

2. Русские просветители о путях преобразования общественного и государственного строя России.

Источники

Акт о поднесении Петру I титула Императора Всероссийского. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 170 - 171.

Безвременные и временщики. Воспоминания об эпохе дворцовых переворотов (1720-1760). Л., 1991.

Восстание Хлопка по «новому летописцу». // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 138 - 139.

Дворянская империя во второй половине XVIII века: Сб. документов. М., 1960. Документы № 1-10.

Договор между Семибоярщиной и гетманом С. Желтковским о призвании на русский престол польского королевича Владислава русским царем. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 141 - 142.

Жалованная грамота дворянству. // Там же. С. 214 - 217.

Записки княгини Е.Р.Дашковой. – М., «Наука», 1990.

История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII – XX вв. М., 2000.

Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в.

М., 1952.

Из решения Земского Собора о присоединении Украины к России. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 156 - 157.

Из рукописи А.Г.Жомини о внешней политике Екатерины II // Новая и

новейшая история. 1999. №2.

Императрица Екатерина II. О величии России. М., 2003. С.59-156. Или:

http://fershal.narod.ru

Кондиции, подписанные Анной Иоановной. 1730 г. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 192 - 193.

Манифест Екатерины II помещичьим крестьянам о пожаловании их вольностью, землями и освобождением от подушной подати. // Там же. С. 207 - 208.

Манифест о даровании российскому дворянству свобод. // Там же. С. 189 - 192.

Московское восстание 1648 года. // Там же. С. 154 - 155.

Наказ Екатерины II комиссии по составлению проекта нового Уложения. // Там же. С. 203 - 207.

Ништадский мирный договор. // Там же. С. 164 - 165.

Об учреждении Московского Университета и двух гимназий. // Там же. С. 194 - 200.

О введении нового календаря. // Там же. С. 175 - 176.

Организация второго ополчения и освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. // Там же. С. 142 - 147.

Основание Академии Наук. // Там же. С. 176 - 180.

Отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. // Там же. 187 - 188.

Петр I. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 13. Вып. 1. М. 1992.

Петр Великий в его изречениях. М. 1991.

Плакат 26 июня 1724 года о сборе подушных да оброчных денег. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 169 - 170.

«Прелестная грамота» Степана Разина. // Там же. 155 - 156.

Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.

Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.

Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России. 1725-1825. – М., 1992.

Соборное Уложение 1649 года. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 147 - 151.

Сборник документов и материалов. М., 1991.

Табель о рангах. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 173 - 174.

Указ о беглых крестьянах. // Там же. 142 - 147.

Указ об уборке хлеба косами. // Там же. 168 - 169.

Указ о единонаследии. // Там же. С. 166.

Указ о наследии престола. // Там же. С. 171 - 172.

Указ о лишении дворян поместий за неявку на смотры и службу. // Там же. 170.

Указ о покупке к заводам деревень. // Там же. С. 168.

Указ царя Федора Ивановича о беглых крестьянах. // Там же. 165 - 166.

Уставы народных училищ. // Там же. С. 217 - 219.

Учреждение губерний. // Там же. С. 172.

Учреждение о губерниях. // Там же. С. 208 - 214.

Учреждение Сената. // Там же. С. 172.

Юности чистое зерцало или Послание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. // Там же. С. 180 - 186.

Литература

Агеева О.Г. - Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой. // Отечественная история, 2006. № 2.С. 11-26.

Агеева О.Г. - Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой. // Отечественная история, 2006. № 5. С. 3-15.

Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I. // Вопросы истории, 2006. № 2.

Анна Иоанновна // Вопросы истории. 1993. № 4.

Андреев В. Представители власти в России после Петра I. M., 1990.

Анисимов Е.В., Эйдельман Н.Я. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. М., 1988.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ М., 1994.

Анисимов Е.В. Россия без Петра: 1725-1740. СПб., 1994.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. 1993. № 4.

Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. М., 1986.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб., 1997.

Биркин К. Временщики и фаворитки XV, XVII и XVIII столетий: в 3-х тт. – М., 1993 – 1994..

Брикнер А.Г. История Екатерины II: в 2 т. (Репринт. Изд. 1885 г.) М., 1991.

Бушуев С.В. История государства Российского XVII - XVIII вв. М., 1994.

Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СПб., 1998.

Волкова И.В., Курукин И.В. Феномен дворцовых переворотов в

политической истории России XVII - XX вв // Вопросы истории. 1995. № 5-6.

Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России. // Вопросы истории, 2006. № 3.

Елисеева О. Переворот для императрицы // Родина. 2000. № 12.

Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. №5.

Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX вв. М., 2001.

История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Ч.1.

История России с начала XVIII до конца XIX века. Отв. ред. Сахаров. М., 1996.

Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. № 3.

Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Развилки родной истории. М., 2005.

Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. М., 1990.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. Кн. III. Вып. VII. М., 1992.

Костомаров Н.И. Смутное время Московского государств в начале XII в. 1603 – 1613. – М., 1994.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.

Курукин И.B. Анна Леопольдовна // Вопросы истории. 1997. №6.

Курукин И.В. "Время чтоб самодержавию не быть?"// Отечественная история. 2001. №4.

Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты - время выбора. // Отечественная история, 2008. № 5. С. 39-50.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского

дворянства (XVIII-начало XIXвека). СПб., 2002.

Медушевский А.Н. Наказы в Уложенную комиссию 1767-1769 гг. как

источник о социальных противоречиях эпохи// Исследование по

источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1987. С.52-

79.

Михайлов O.Н. Екатерина II - императрица, писатель, мемуарист, М. 1990.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1984.

Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М. 1995.

Мордовцев Д.Л. Замечательные исторические женщины на Руси. Калинин. 1994.

Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М., 1994.

Мыльников А.С. Петр III// Вопросы истории. 1991. № 4-5.

Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 5.

Омельченко О. “Законная монархия” Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.

Очерки русской культуры XVIII века. Ч.1. М., 1985; Ч.2. М., 1987.

Павленко Н.И. Екатерина Великая. M., 2000.

Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994.

Павленко Н. Петр III // Вопросы истории. 1991. № 4-5.

Павленко Н. Страсти у трона. История дворцовых переворотов. М. 1998.

Панченко А.М. Русская история и культура: работы разных лет. СПб., 1999.

Петр Великий: Pro et contra. М., 2003.

Петрухинцса Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и «дело» А.П. Волынского. // Вопросы истории, 2006. № 4.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве. XVI – XVII вв. – М., 1995.

Плотников А.Б. Акты ограничения самодержавной власти и политические проекты в России в 1730 г. // Отечественная история, 2008. № 6. С. 117-130.

Россия в XVIII столетии. М., 2002.

Сазонова Н.И. Об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне (на материалах Требника). // Отечественная история, 2008. № 4. С. 78-83.

Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. // Отечественная история, 2008. № 1. С. 173-191.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

Соловьев Е.А. Петр Великий и русская историческая мысль XIX - начала XX в. // Отечественная история, 2006. № 4. С. 112-123.

Стариков Н.В. История России. Справочник студента. М., 2000.

Трепавлов В.В. «Непоколебимый столп»: образ России XVI—XVIII вв. в представлении ее народов. // Вопросы истории, 2005, № 8.

Туманова А.С. Общественность и формы ее самоорганизации в имперской России конца XVIII - начала XX в.// Отечественная история, 2007. № 6. Стр. 50.

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование бюрократии. М., 1974.

Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век. М., 1991.

Худушина И.Ф. Царь, Бог, Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII - первая треть XIX вв.). М., 1995.

Черкасов П.П. Людовик XVI и Екатерина II (1774-1776)// Новая и новейшая история. 1999. № 5,6.

Контрольные вопросы

1.Какие подходы к Смуте существуют в историографии? Каковы особенности ее периодизации?

2.Каковы последствия смутного времени для России?

3.Почему XVII век в литературе называется «бунташным»?

4.Выделите приоритеты в политике Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

5.Чем были вызваны петровские реформы? Какие факторы подталкивали их углубление и дальнейшее проведение?

6.Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты?

7.Что понимается под социокультурным расколом русского общества, и каковы его причины и значение?

8.Как оценивали современники Петра I его преобразовательную деятельность и плоды правления?

9.Что лежало в основе непрерывного расширения границ России в XVIII веке? Какие территории вошли в состав империи вследствие войн и союзов?

10.В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов?

11.Почему не удалась «затея верховников» с Кондициями?

12.Почему Россию второй половины XVIII века называют «дворянской империей»?

13.Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II.

14.С какими целями создавалась Уложенная Комиссия и почему была распущена? Какие идеи содержатся в Наказе Екатерины II?

15.Назовите основные направления общественной мысли России последней трети XVIII века и их представителей.

16.Что нового появилось в русской культуре в XVIII веке?

Задания для самостоятельной работы

1.Составьте хронологическую таблицу событий Смутного времени в России.

2.Составьте таблицу, отражающую итоги Смуты для России в области политики, экономики, культуры, внешней политики и социальной сферы.

3.Напишите эссе на тему: «Почему на русском престоле в 1613 году оказался именно Михаил Романов?»

4.Составьте таблицу, отражающую народные волнения в России в XVII веке. Определите их причины и характер.

5.Составьте таблицу, отражающую преобразования Петра I в области государственного управления, экономики, социальной сферы и культуры.

6.Составьте хронологическую таблицу эпохи дворцовых переворотов. Укажите правителей, годы правления и основные события царствований.

7.Сравните «просвещенный абсолютизм» Екатерины II с классическими постулатами просветителей. Выделите особенности взглядов Екатерины Великой.

8.Составьте сравнительную таблицу, отражающую взгляды русских просветителей XVIII века (А.Радищева, Н. Новикова, М. Мещерского и других).

9.Напишите эссе на тему: «Как менялось положение дворянства в Российской империи на протяжении XVIII века?»

10. Составьте сравнительную таблицу, отражающую политическое, экономическое, социальное развитие России и ведущих европейских стран в XVIII веке.

Тесты для самоконтроля

1. Укажите причины Смуты

А) Пресечение династии Рюриковичей

Б) Высокие урожаи 1600-1603 гг.

В) Жёсткая политика Бориса Годунова в отношении крестьянства

Г) Борьба боярских родов за власть

Д) наличие альтернативы монархии

2. Какие события произошли в 1610 г.?

А) воцарение Лжедмитрия I

Б) «семибоярщина»

В) избрание нового царя

Г) договор о призвании Владислава на русский трон

Д) воцарение Лжедмитрия II

Е) сбор первого ополчения

3. Расположите правителей Русского государства в период Смуты в хронологическом порядке

А) Семибоярщина

Б) Борис Годунов

В) Лжедмитрий II

Г) В. Шуйский

Д) Лжедмитрий I

Е) Владислав

4. Укажите имена исторических деятелей Смутного времени

А) И. Болотников

Б) Филарет

В Хлопок Косолап

Г) Василий II Тёмный

Д) царевна Софья

Е) Прокопий Ляпунов

5. Расположите события Смуты в хронологическом порядке

А) Второе ополчение

Б) царствование Василия Шуйского

В) начало открытой интервенции

Г) первое ополчение

Д) воцарение Лжедмитрия I

6. Укажите итоги Смуты

А) бурное экономическое развитие Руси

Б) восстановление на престоле династии Рюриковичей

В) избрание новой правящей династии

Г) экономический, культурный и социальный упадок

Д) превращение Руси в конституционную монархию

Е) церковная власть получила приоритет над светской властью.

7. Во время правления Михаила Фёдоровича Романова…

А) официально оформилось полное закрепощение крестьян

Б) Русь потеряла выход к Балтийскому морю

В) для подъёма экономики активно привлекались иностранные мастера

Г) произошло фактическое слияние светской и церковной властей

Д) Русь была провозглашена империей

Е) вместо приказов были введены коллегии.

8. Что такое «урочные лета»?

А) срок, в течение которого крестьянам запрещался переход от одного феодала к другому в Юрьев день

Б) срок, в течение которого крестьянам разрешался переход от одного феодала к другому в Юрьев день

В) срок сыска беглых крестьян

Г) срок, в течение которого крестьяне не платили помещикам оброка

Д) срок, в течение которого крестьяне не отрабатывали барщину

9. Что такое «заповедные лета»?

А) срок, в течение которого крестьянам запрещался переход от одного феодала к другому в Юрьев день

Б) срок, в течение которого крестьянам разрешался переход от одного феодала к другому в Юрьев день

В) срок сыска беглых крестьян

Г) срок, в течение которого крестьяне не платили помещикам оброка

Д) срок, в течение которого крестьяне не отрабатывали барщину

10. Церковная реформа патриарха Никона ...

А) учреждала Синод

Б) изменила некоторые церковные обряды

В) укрепила единство Русской Православной Церкви

Г) имела противника в лице государя, царя Алексея Михайловича

Д) предполагала исправление церковных книг по старорусским образцам

11. Какие события произошли в 1654 г.?

А) Воссоединение Украины с Россией

Б) Принятие Соборного Уложения, окончательно закрепостившего крестьян

В) «Чумной бунт» в Москве

Г) «Медный бунт» в Москве

Д) начало церковной реформы Никона

Е) празднование нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

12. В годы правления Алексея Михайловича Романова…

А) происходит воссоединение Украины с Россией

Б) создаётся специальный «тайный приказ» для ограничения влияния боярской аристократии

В) вместо приказов вводятся министерства

Г) проводится денежная реформа

Д) происходит ряд восстаний, народных волнений и возмущений по всей Руси

Е) начинается строительство новой столицы Руси

13. Какой идеологический принцип был заложен Петром I?

А) Москва – третий Рим

Б) принцип служения царю

В) принцип служения Отечеству

Г) принцип служения обществу

Д) принцип служения народу

14. Синод при Петре I

А) осуществлял управление приказами

Б) осуществлял управление Верховным судом

В) отвечал за внешнюю торговлю

Г) отвечал за управление армией

Д) осуществлял управление церковью

15. Выберете события, имеющие отношение к эпохе Петра I

А) введение подушной подати вместо подворного налога

Б) упразднение патриаршества

В) создание министерств вместо коллегий

Г) создание стрелецких полков

Д) составление «Степенной книги»

Е) провозглашение России империей

16. Сенат при Петре I ...

А) утверждал законы

Б) состоял только из бояр

В) руководил Русской Церковью

Г) состоял из пожизненно назначаемых членов

Д) имел право объявлять войну и заключать мир

17. В чем проявилось усиление контроля государства над обществом при Петре I?

А) принятие Морского устава

Б) принятие «Табели о рангах»

В) принятие Конституции

Г) введение подушной подати

Д) отмена крепостного права

Е) появление посессионных крестьян

18. Уважите основные причины наступления в России эпохи дворцовых переворотов.

А) общество требовало установления на престоле новой царской династии

Б) Петр I не оставил преемника

В) наличие в правящих кругах сильного политического лидера, стремящегося к власти

Г) отсутствие в правящих кругах сильного политического лидера, стремящегося к власти

Д) борьба за власть двух группировок – последователей петровских реформ и противников их продолжения

19. Что представляли собой кондиции?

А) новый российский свод законов

Б) условия, ограничивающие власть императора

В) условия, расширяющие власть императора

Г) свод религиозно-этических правил

Д) литературный альманах XVIII века

20. Соотнесите имена временщиков и годы их правления

А) Петр III 1. 1725 - 1727

Б) Екатерина I 2. 1727 - 1730

В) Анна Иоановна 3. 1730 -- 1740

Г) Петр II 4. 1740 - 1741

Д) Елизавета Петровна 5. 1741 - 1761

Е) Иван VI Антонович 6. 1761 - 1762

21. Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы?

А) сам народ посредством бессословного законодательного органа

Б) дворянство посредством законосовещательного органа

В) духовенство посредством религиозного воспитания

Г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха

Д) западноевропейские просветители

22. Как Екатерина II относилась к крепостному праву?

А) считала его антигуманным, противоречащим основным принципам Просвещения

Б) считала его вредным с экономической точки зрения

В) отрицая крепостничество, продолжила процесс закрепощения крестьянства

Г) отрицала крепостничество и готовилась немедленно отменить крепостное право

Д) считала, что крепостничество – это благо для России.

23. Кого из русских просветителей Екатерина назвала «бунтовщиком похуже Пугачева»?

А) своего главного оппонента – журналиста и издателя Н. Новикова

Б) видного государственного деятеля М. Щербатова

В) главного критика крепостничества – А. Радищева

Г) автора нескольких конституционных проектов Н. Панина

Д) сподвижника Е. Пугачева Салавата Юлаева

24. С какой целью Екатериной II была созвана Уложенная Комиссия?

А) с целью выработки законов в духе Соборного Уложения 1649 года

Б) с целью дать народу «правильные» законы в духе европейского просвещения

В) с целью переписи крепостных крестьян

Г) с целью подготовки отмены крепостного права

Д) с целью отмены самодержавия

25. С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»?

А) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства

Б) с крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина

В) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева

Г) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг.

Д) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг.