logo search
БИЛЕТЫ и ОТВЕТЫ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ

1. Способности человека.

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).    Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.    Эмпирические признаки способностей:    1. Уровень продуктивной деятельности;    2. Скорость научения;    3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);    4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);    5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.    Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.    Виды способностей:

- общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности;

- специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.    Условия развития способностей:    1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;    2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);     3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:    - простая деятельность - снижение интересов;    - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.    Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).    Талант - это способность к достижению высшего порядка.    Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:    - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;    - осознание способности;    - включенность способности в характер.    Показатели одаренности:    - темп и легкость усвоения материала;    - широта переноса;    - время проявления;    - соотношение результатов с условиями.    Факторы, влияющие на развитие способностей:    - исходная предпосылка - врожденные задатки;    - время выявления;    - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;    - всестороннее развитие интересов и способностей;    - соперничество и сотрудничество.