1. Человек и культура.
Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.
Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).
В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".
Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:
- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.
Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.
На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?
Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.
Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.
В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.
Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.
По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.
С другой стороны,человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.
Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.
Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.
Формы культуры:
а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;
б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);
в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и
массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:
- художественная культура,
- политическая культура,
- управленческая культура,
- культура поведения (этикет),
- педагогическая культура и т.п.
- Обществознание. Экзаменационные билеты для 9 класса
- Билет № 1
- 1. Человек, индивид, личность.
- 2. Государство, его основные признаки. Формы правления.
- Билет № 2
- 1. Потребности человека.
- 2. Правовое государство, его основные признаки.
- Билет № 3
- 1. Способности человека.
- 2. Право, его роль в жизни человека и общества.
- Билет № 4
- 1. Человек и культура.
- 2. Юридическая ответственность, ее виды.
- Билет № 5
- 1. Взаимосвязь природы и общества.
- 2. Конституция рф. Основы конституционного строя рф.
- Билет № 6
- 1. Особенности межличностных отношений.
- 2. Правонарушение, виды правонарушений.
- Билет № 7
- 1. Общение. Культура общения.
- 2. Права человека. Защита прав человека.
- Билет № 8
- 1. Малая группа. Человек в группе.
- 2. Религия, атеизм и свобода совести.
- Билет № 9
- 1. Общество. Основные сферы общественной жизни.
- 2. Глобальные проблемы человечества.
- Билет № 10
- 1. Экономика и ее роль в жизни человека.
- 2. Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика.
- Билет № 11
- 1. Рыночная экономика. Спрос и предложение.
- 2. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
- Билет № 12
- 1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
- 2. Государство и экономика.
- Билет № 13
- 1. Социальные группы и общности.
- 2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».
- Билет № 14
- 1. Нации и межнациональные отношения в современном мире.
- 2. Семья. Правовые основы брака.
- Билет № 15
- 1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.
- 2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.
- Билет № 16
- 1. Политические партии и движения. Многопартийность.
- 2. Духовная жизнь человека.
- Билет № 17
- 1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений.
- 2. Права и обязанности граждан рф.
- 2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.
- Билет № 19
- 1. Федерация, ее субъекты.
- 2. Право на образование: содержание, гарантии.
- Билет № 20
- 1. Предпринимательская деятельность.
- 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в рф.