logo search
Гражданское право - В 4 т

1. Понятие и содержание договоров об организации перевозок грузов

При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять грузы в обусловленном объеме; в этом договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ñò. 798 ÃÊ).

По своей юридической природе этот договор относится к числу организационных, а не имущественных, чем и предопределены его особенности*(129).

В советский период организационные договоры на перевозку грузов имели весьма широкое распространение в связи с необходимостью конкретизации действий сторон по выполнению планов перевозки грузов (ст. 36 УАТ). В современных условиях такие договоры призваны обеспечить организацию систематических перевозок грузов на долгосрочной договорной основе. Только в таких договорах можно в полной мере учесть специфические особенности перевозимых грузов. В них могут детально и подробно регламентироваться:

порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств;

минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно);

графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность;

порядок погрузки (выгрузки);

требования, предъявляемые к таре и упаковке предъявляемых грузов;

порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов;

сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес;

виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах;

другие условия.

Поэтому в некоторых случаях, например при организации завоза продукции, товаров и продовольствия в районы Крайнего Севера, целесообразно было бы обязательное заключение таких договоров как для грузовладельцев, так и для перевозчиков, поскольку товары в эти районы должны доставляться по жесткому графику, учитывающему ограниченные условия навигационного периода. Между тем в настоящее время при морской перевозке грузов участники конкретной перевозки в соответствии со ñò. 118 КТМ вправе изменять условия долгосрочного договора об организации морских перевозок, которые, таким образом, не являются обязательными и, по сути, составляют некий протокол о намерениях. В ÂÊ нормы о таких договорах вообще отсутствуют; в ñò. 55 КВВТ просто воспроизводятся правила ñò. 798 ГК. Все это свидетельствует о недооценке транспортным законодательством важного значения договоров об организации перевозок.