65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
действий. Правовой статус частного детектива.
Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Частная детективная деятельность - это деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.
Законом о частной детективной и охранной деятельности предусмотрено два ее вида: частная детективная деятельность и частная охранная деятельность.
Частная детективная деятельность «направлена на сбор информации и обеспечение ею клиента в установленной форме».
Частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме. Этот договор и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение 5 лет.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) Сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений по уголовным делам частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
2) Сбор информации в предпринимательской сфере:
- изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.
- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований;
- выявление фактов недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.
3) Сбор биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов.
4) Поиск без вести пропавших граждан, а также утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества.
В процессе осуществления указанных услуг для получения необходимой информации допускается проведение определенных сыскных действий:
- устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия) для получения сведений об исследуемом событии или причастных к нему лицам;
- наведение справок - получение частным детективом данных из различных информационных систем, архивов, находящихся в ведении органов государственной власти или местного самоуправления, учреждений, организаций, получение необходимой информации от физических и юридических лиц (с их согласия);
- изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев) с целью получения информации об их назначении, времени, месте изготовления, качественных характеристиках и т.д.;
- внешний осмотр строений, помещений и других объектов для возможного обнаружения необходимой информации;
- наблюдение - негласное слежение за лицами, местами их нахождения и иными объектами с целью получения информации, составляющей предмет договора об оказании сыскных услуг.
При осуществлении сыскной деятельности частный детектив не имеет права:
- собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
- совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
- осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
- использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
- получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В порядке, установленном Правительством РФ, частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений. предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Контроль за частной детективной деятельностью осуществляют органы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом о частной детективной и охранной деятельности, другими законами и иными правовыми актами РФ.
Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охранной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, запрещается оказывать сыскные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.
Правовой статус
Услуги по сыску оказываются частным детективом, которым признается гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в порядке, установленном Законом о частной детективной и охранной деятельности, лицензию на осуществление частной детективной деятельности.
Сыскная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо муниципальной службой или с замещением выборной оплачиваемой должности в общественном объединении не разрешается.
Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел.
Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, а также анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение профессиональной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.
Лицензия не предоставляется:
1) гражданам, не достигшим 21 года;
2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
7) гражданам, не представившим необходимые документы.
Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.
Частным детективам запрещается:
- скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты о готовящихся или совершенных преступлениях;
- выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
- прибегать к действиям, посягающим на права и свободу граждан;
- вводить в заблуждение клиента;
- разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
- передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф».
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 18. Судебная система рф (схема).
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
- 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
- 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
- 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
- 50. Правовой статус прокурора.
- 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
- 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
- 53. Органы дознания и их компетенция.
- 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- 57. Статус адвоката.
- 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
- 59. Правовой статус нотариуса.
- 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
- 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
- 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
- 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
- 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты