logo search
политологияшпора побилетам

2. Типология п лидерства. Приведите конкретные пр различных типов п лидеров.

Существует типология п лидерства. Одним из обобщающих критериев для типологии п лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на об-во. Америк политолог Роберт Такер выделяет 3 типа п лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво об-ва. Соответственно вся активность п лидера, его программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения об-ва в его современном виде. Это не самый многочисленный тип п лидеров.

Реформаторы стремятся к радикальному преобразован обществ устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, напр, относился Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений.

Революционеры ставят целью переход к принципиально иной обществ системе. История показывает, что мирный путь в этом случае - большая редкость. "Архитипичным" революционным п лидером Роберт Такер называет Карла Маркса, В.Ленин.

Другая система дифференциации п лидеров основана на определении корней лидерства, того основания, кот позволило той или иной личности стать п лидером. Т.е. речь идет о том, на чем основана законность власти. В соответствии с данным критерием можно выделить 3 типа лидерства.

Традиционное лидерство: Это получение п власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции Напр, в государствах-монархиях п власть передается наследнику престола. Носитель такого рода п власти может и не стать п лидером. Истор материал свидетельствует, что среди тех, кто получает п власть "раз и навсегда", п лидеров сравнительно немного.

Лидерство на основе закона(легальное). В современных демократ гос-вах это - основной путь становления п лидера. Как правило, такие лидеры обретают п власть на основе всеобщих выборов. Примеров можно привести очень много: Маргарет Тэтчер, Гельмут Коль, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и др.

Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя - вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из др людей (напр, пророческий дар). Это один из широко распространенных типов п лидеров. Данная классификация предложена Максом Вебером. В качестве примеров он называл Будду, Магомета, Соломона, Цезаря, Наполеона, Ликурга и др.

Возможны дифференциация и типология п лидеров в зависимости от используемых ими методов управления обществом. В соответствии с данным критерием в политологии выделяются 2 стиля – демократический и авторитарный. П стиль лидера может оказывать ограничивающее или стимулирующее влияние на его приверженцев.

Демократический п лидер общителен, уважает достоинство людей, стимулирует достижение людьми max возможностей. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов.

Авторитарный п лидер ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы. На авторитарном стиле построена политическая деятельно практически всех диктаторов, тиранов и деспотов.

Существует также концепция типологии п лидеров (метафорические типы), разработанная в США на основе комплекса характеристик, среди кот главное место отведено личностным чертам самого п лидера и конкретной ситуации, в кот он действует. Выделены 4 образных типа п лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожаный".

Лидер-"знаменосец" — это крупный стратег. Он формирует собственную п программу и реализует свои идеи и цели. Это человек с сильной волей и собственным видением действительности. Его приверженцы не оказывают на него практически никакого влияния. Напр, К. Маркс, В.И. Ленин.

Лидер-"служитель" ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера-"знаменосца" он не сам определяет задачи в соответствии с собственным видением п реалий, а его приверженцы (избиратели) формулируют их. Эти задачи становятся Для лидера-"служителя" центральными. Пр, Р. Рейган, Г. Коль.

Лидер-"торговец" как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Особенность этого типа политиков состоит в своеобразном характере их взаимоотношений с избирателями. Важное значение приобретает способность убеждать, а также стратегия, к кот такой лидер прибегает, чтобы добиться поддержки. Пр, Б. Клинтон.

Лидер- "пожарный" занимается "тушением пожаров", т.е. разрешением острых проблем, встающих перед его приверженцами, избирателями. Лидеры-"пожарные" реагируют на требования жизни, п ситуации, активно откликаются на кричащие вопросы. Их действия определяются именно насущными требованиями момента.

Важно иметь в виду, что в чистом виде такие типы п лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего п лидеры в своей практической п деят-ти сочетают элементы каждого из перечисленных типов лидеров.

3. Механизмы формирования полит элиты. Сильные и слабые стороны данных механизмов.Существует две тенденции в формировании и воспроизводстве политических элит. Для первой тенденции характерна закрытость механизма формирования политической элиты: социальная база ее формирования очень узкая; как правило, приток происходит за счет лиц из господствующих социальных слоев общества; круг лиц (селекторат), осуществляющих отбор, ограничен. Данная тенденция типична для государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами.

Вторая тенденция в формировании и воспроизводстве политической элиты носит прямо противоположный характер. Действие данной тенденции характерно для государств с демократическим политическим режимом. Следовательно, речь идет о государствах, где большая часть политической элиты формируется не путем назначений, а в результате всеобщих выборов.

В силу названных обстоятельств данная тенденция характеризуется: широтой селектората (все избиратели); открытостью процесса отбора; возможностью претендовать на занятие должности в политической структуре представителям любой социальной группы общества; конкурентным характером огбора; высокими требованиями к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности. Если говорить об общественных интересах, то первая тенденция приводит к застою, нарастанию кризисных явлений. Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить свое господство, утрачивая возможность эффективно управлять обществом. Вторая же система способствует тому, что на самый верх, в политическую элиту общества попадают люди способные, волевые, профессионально грамотные, знакомые с механизмом власти. Однако не следует думать, что при первой тенденции не бывает одаренных политиков.

4. Сущность, характерные черты и основные разновидности авторитарного полит режима. Авторитарный режим - это государственно- политическое устройство и функционирование общества, основанное на диктатуре одного лица или группы. Отсутствует гос. контроль за экономической, духовной сферами общества, сохраняется личная инициатива и самостоятельность.

Черты:

Отчуждение народа от власти, её носителями являются один человек - лидер, либо одна группа.

Отсутствие официальной идеологии.

Опора главы гос-ва на силу для того, чтобы в случае необходимости заставить население повиноваться.

Монополизация политики. Вся полит. деятельность является исключительной функцией главы гос-ва и его окружения.

Отказ от полного тотального контроля над обществом. Разрешено все, кроме политики.

Формирование правящей элиты путем назначения сверху.

Разновидности:

Военное правление. В Чили военные хунты. Власть захватывают военные.

Теократический авторитарный режим. Власть в руках фанатичного религиозного клана (Иран 1979г. после революции).

Персонифицированный режим, когда власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти. Такие режимы недолговечны.

Монархические авторитарные режимы. (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания).

Неоавторитарные режимы, допускают существование полит. партий (Мексика), оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.