logo search
Права потребителя

1.2 Законодательство о защите прав потребителей

Конституцией Российской Федерации [1] человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Одновременно, к числу обязанностей государства отнесено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Причем, статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституционная обязанность государства реализуется посредством образования и развития системы охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, частью которой являются судебные, законодательные и исполнительные органы, реализующие меры по созданию условий реализации указанных прав и свобод, определяющие и применяющие в соответствующей своей деятельности четкие юридические процедуры.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются главой 30 ГК РФ, Законом «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами Российской Федерации

Нормы, установленные в вышеназванных актах, прямо указывают на права и обязанности каждой стороны, предмет договора, сроки и способы предоставления товара, приобретенного в розницу, меру ответственности каждой стороны и т.д.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует систему существенных прав покупателей, учрежденных Руководящими принципами в защиту интересов покупателей, принятый Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1985 году [27, с.33-34].

Вместе с тем, в рассматриваемом Законе заключены юридические нормы выполнения прав покупателя.

В преамбуле Закона перечислены более значительные, права покупателей, которые признают в мире: «право покупателя на покупку товаров хорошего качества; право покупателя на то, чтобы товар был безвреден, не опасен для жизни, здоровья покупателя, внешней среды, а также не наносил вред другому имуществу покупателя; право на уведомление о товарах и их изготовителях или продавцах; право на извещение покупателей и информированный выбор нужных товаров; право на защиту государства и общественную защиту прав покупателей; право на союз покупателей в некоммерческих общественных организациях».

Закон «О защите прав потребителей» оперирует такими понятиями, как гарантийный срок, срок годности и срок службы товара.

«Срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению».

Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Срок годности в обязательном порядке должен быть установлен на продукты питания, парфюмерно-косметическую продукцию, медикаменты и некоторые другие группы товаров. Устанавливать его может только производитель.

«Срок службы — период времени, в течение которого изготовитель принял на себя обязательство обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению, а также обязанность отвечать за существенные недостатки товара, возникшие по его вине». Правом на исключительное установление этого срока обладает производитель товара.

«Гарантийный срок — период времени, в течение которого изготовитель, продавец или импортер обязан удовлетворить требования потребителя, если тот обнаружил недостатки в товаре».

Гарантийный срок товара, так же как и срок службы, исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если товары проданы по образцам, по почте, а также в случае несовпадения момента заключения договора купли-продажи и момента передачи товара потребителю эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю [33, с.100-101].

Для сезонных товаров (обуви, меховых изделий и др.) гарантийный срок отсчитывается со дня наступления соответствующего сезона, а не со дня покупки. Даты наступления сезонов в каждом регионе зависят от климатических условий и устанавливаются правительством конкретного региона (в Санкт-Петербурге — правительством Санкт-Петербурга).

Для технически сложных товаров (автомобилей, бытовой техники) наряду с гарантийным сроком изделия могут устанавливаться дополнительные гарантийные сроки на его комплектующие и составные части. Если такие сроки меньше, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, в течение всего гарантийного срока на основной товар. Если на комплектующее изделие установлен больший срок, чем на основной товар, потребитель вправе предъявить требования из-за возникших недостатков изделия независимо от истечения гарантийного срока на основной товар [25].

По общему правилу гарантийный срок определяется производителем, однако, если он не назначен, допускается его назначение продавцом. Кроме того, продавцу предоставлено право принять на себя дополнительные обязательства перед покупателем и увеличить установленный производителем гарантийный срок. Следует иметь в виду, что продавцы, пользуясь недостаточной осведомленностью потребителей, могут включать те обязательства, которые и так должны выполнять бесплатно.

Предъявить претензии к качеству товара потребитель может и после окончания гарантийного срока — в течение двух лет со дня покупки. В случае выявления существенных недостатков требование об их безвозмездном устранении можно предъявлять изготовителю товара в течение всего срока службы или, если такой срок не был установлен, в течение десяти лет [22, с.54-55].

Нормативную основу защиты прав потребителей в Российской Федерации составляют также подзаконные нормативно-правовые акты.

В частности, Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [6], Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков [7], Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению [8], Правила продажи отдельных видов товаров [9], Правила продажи товаров по образцам [10], Правила продажи товаров дистанционным способом [11], Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара [12], Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы [13].