logo search
ДИПЛОМ АЛЬБИНА

Процессуальные гарантии прав несовершеннолетних при расследовании по уголовным делам в отношении них и проблемы их реализации

УПК РФ устанавливает особые требования к предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовных дел по подозрению (обвинению) несовершеннолетнего, исходя из необходимости повышенной защиты его прав и законных интересов. Так, представляется правильной позиция отдельных ученых, указывающих на социально-психологические особенности несовершеннолетних, которым в силу своего возраста, отсутствия достаточного социального опыта и прочных широких знаний свойственны повышенная внушаемость и восприимчивость к влиянию со стороны старших по возрасту, склонность к подражанию1. Как было отмечено выше, часть 1 ст. 421 УПК РФ предусматривает, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, требуется наряду с обстоятельствами, подлежащими доказыванию, установить влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Требование уголовно-процессуального закона о выделении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство преследует следующие цели:

- пресечение влияния взрослых соучастников преступления на несовершеннолетнего;

- ускорение производства по уголовному делу и рассмотрение его без промедления в разумные сроки;

- оптимальное использование процессуальных механизмов усиленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних;

- создание необходимых условий для установления всех обстоятельств преступления и данных о личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, а также иных сведений, на выяснение которых обращено особое внимание закона2.

К указанным целям можно добавить необходимость предупреждения и устранения нередко встречающегося на практике противоправного воздействия взрослых соучастников и других лиц на ту позицию, которую занимает несовершеннолетний на предварительном следствии и в суде по поводу своей роли и роли взрослых соучастников в совершенном преступлении3.

Необходимо отметить, что в УПК РФ не закреплены случаи, при которых следователь (дознаватель) обязан выделить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми.

В научной литературе сложилось мнение о том, что уголовное дело в отношении несовершеннолетнего должно выделяться в отдельное производство, как правило, в тех случаях, когда последний:

- участвовал лишь в отдельных эпизодах преступной деятельности взрослых либо выступал в качестве пособника или укрывателя;

- взрослый соучастник оказывал пагубное воздействие на несовершеннолетнего в период, предшествующий совершению преступления, или в процессе предварительного расследования.

Если же несовершеннолетний обвиняемый участвовал в большинстве преступлений, а равно когда взрослый был организатором, подстрекателем или пособником, то вопрос о выделении уголовного дела необходимо решать с учетом важности показаний несовершеннолетнего для изобличения взрослых обвиняемых1.

Вместе с тем п. 2 ч. 1 ст. 154 УПК РФ предоставляет следователю (дознавателю) лишь право выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми.

Согласно ст. 422 УПК РФ уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство в порядке, установленном ст. 154 УПК РФ. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила главы 50 УПК РФ.

Содержание ст. 422 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что ее формулировка, в отличие от ст. 154 УПК РФ, носит императивный характер. В связи с этим по уголовным делам данной категории закономерно возникают вопросы, касающиеся права или обязанности следователя (дознавателя) выделить уголовное дело.

Кроме того, анализ практики применения УПК РФ показывает, что для прокуроров и следователей недостаточно ясно, по каждому ли делу о преступлении с участием несовершеннолетних у должностного лица, в производстве которого оно находится, возникает обязанность рассмотрения вопроса о выделении дела в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и требуется ли в случае, когда такое выделение по оценке указанного должностного лица является невозможным, вынесение соответствующего постановления1.

На наш взгляд, выделение уголовного дела только лишь потому, что в совершении преступления вместе со взрослым участвовал несовершеннолетний, не должно являться для следователя (дознавателя) обязанностью. В данном случае следователь (дознаватель) лишь вправе принять решение о выделении уголовного дела, как это и предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 154 УПК РФ. Однако это вовсе не означает, что следователь (дознаватель) не должен рассматривать вопрос о наличии или отсутствии возможности выделения уголовного дела. В том случае, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, следователь (дознаватель) выносит соответствующее постановление, в котором излагаются основания такого выделения.

Анализ ст. ст. 154, 422 УПК РФ свидетельствует о том, что уголовно-процессуальный закон не содержит прямого указания на необходимость вынесения следователем (дознавателем) постановления о невозможности выделения в отдельное производство дела в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними. Об этом говорится и в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2006 г. N 73-О06-211.

По нашему мнению, в целях повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), необходимо в УПК РФ закрепить случаи, при которых следователь (дознаватель) в обязательном порядке должен рассмотреть вопрос о наличии или отсутствии возможности выделения уголовного дела в отношении указанного участника уголовного судопроизводства. В случае же если такое выделение невозможно, то следователю (дознавателю) необходимо вынести соответствующее постановление. На наш взгляд, это должно способствовать созданию таких условий, при которых негативное воздействие на несовершеннолетнего со стороны взрослых лиц будет сведено к минимуму или вовсе исключено2.

Итак, производство предварительного расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних тоже имеет свои особенности, направленные на обеспечение большей защиты их прав и интересов3.

Основные можно свести к следующим:

Во-первых, необходимо обеспечить несовершеннолетнему право на защиту, т.е. участие защитника по этим делам обязательно (ст. 51 УПК РФ). Защитник допускается к участию в деле с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента фактического задержания лица, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы, а также осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

Отказ от защитника допускается только по инициативе правонарушителя (ч. 1 ст. 52 УПК РФ). Однако, как правило, защитник продолжает участвовать в деле, несмотря на заявленное несовершеннолетним ходатайство о самостоятельной защите. Это происходит в силу того, что подросток не способен сам полноценно осуществлять свою защиту.

Во-вторых, в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Обычно каких-либо нарушений законодательства, касающихся участия в допросе несовершеннолетних законных представителей и педагогов, не наблюдается. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно (п. 3 ст. 425 УПК РФ).

В-третьих, по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители. Эта норма является нововведением в уголовно-процессуальном законодательстве. Законный представитель вправе знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; представлять доказательства; по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела и т.п. (ст. 426 УПК РФ)1.

Исследования позволяют утверждать, что по всем изученным уголовным делам в отношении несовершеннолетних следователями было обеспечено участие законных представителей. В 62% участвовала мать несовершеннолетнего, в 29% - отец, в 7% - другие родственники и в 2% - представители органов опеки и попечительства1. Надо отметить, что нередко постановления о признании в качестве законного представителя выносились следователями только перед выполнением требований ст. 215 УПК РФ. То есть к обеспечению законных прав и интересов несовершеннолетних обвиняемых часто используется формальный подход.

Следователь может пригласить законных представителей для участия при производстве отдельных следственных действий. Однако он может и отказать законным представителям в случае заявления ими такого ходатайства. В УПК РФ имеется специальная норма - ст. 426, разрешающая законным представителям присутствовать при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего. Они имеют право знать, в чем он подозревается или обвиняется; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также с разрешения следователя в иных следственных действиях, проводимых с его участием и участием защитника; представлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства, приносить жалобы на действия (бездействие) следователя, дознавателя, прокурора.

Участие педагога и психолога на предварительном следствии по делам несовершеннолетних - одна из дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетних обвиняемых2. Участие педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого регламентировано ст. 425 УПК РФ. Большинство процессуалистов и криминалистов рассматривают педагога как специалиста3. Задача анализа доводов сторонников данного подхода в работе не стоит, однако думается, что педагог не является специалистом, поскольку он выступает самостоятельным участником уголовного процесса.

Согласно ст. 425 УПК РФ для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), не достигшего 16-летнего возраста, педагог или психолог должен быть приглашен в обязательном порядке. В отношении несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых), достигших этого возраста, они приглашаются либо по инициативе следователя, либо по ходатайству защитника. Адвокаты практически не изъявляют желания приглашать их. Нередко это связано с тем, что с точки зрения защиты интересов несовершеннолетнего обвиняемого защитники не видят смысла участия педагога в допросе. Следует согласиться с мнением С.А. Шейфера о том, что "педагог одновременно осуществляет в известной мере и правозащитную функцию..."1. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает права законного представителя ходатайствовать о приглашении педагога. Тем не менее ничего противозаконного в удовлетворении следователем такого ходатайства, как думается, нет.

Участие в допросе педагога не исключает привлечения к допросу, другим следственным действиям, проводимым с участием несовершеннолетнего, специалиста в области детской и юношеской психологии. Такой специалист может оказать помощь следователю не только в проведении допроса с учетом возрастных особенностей и психического развития несовершеннолетнего, но и давать консультации при решении других вопросов, возникающих в процессе расследования преступления. Это нашло законодательное закрепление.

Вместе с тем положение ч. 3 ст. 425 УПК РФ, предусматривающей, что при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, а также достигшего этого возраста, но признанного умственно отсталым, участие педагога или психолога обязательно, является небесспорным. В отношении несовершеннолетних, признанных умственно отсталыми, участие психолога или педагога является целесообразным. Однако необходимость обязывать следователя во всех случаях приглашать педагога или психолога лишена серьезных оснований. Не всегда есть необходимость в их присутствии, и не всегда следователю нужна консультация психолога или содействие педагога при производстве следственных действий. Круг лиц, участвующих в допросе несовершеннолетних, будет неоправданно широк. Может сложиться ситуация, когда в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) будут принимать участие и адвокат, и педагог, и психолог, и законные представители. А если будет проводиться очная ставка между несовершеннолетними соучастниками? Вряд ли это будет способствовать установлению психологического контакта. Кроме того, подросткам, которые испытывают чувства стыда, раскаяния, нередко бывает сложно полностью изложить все обстоятельства совершенного ими преступления в присутствии такого количества участников процессуального действия.

В связи с этим ст. 425 УПК РФ следовало бы изложить в следующей редакции (сохранив в ней ч. 1): "По делам несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не достигших 16-летнего возраста, а также достигших этого возраста, но признанных умственно отсталыми, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника или законного представителя может участвовать педагог или психолог.

Участвующий в следственном действии педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании следственного действия - знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала следственного действия с участием несовершеннолетнего следователь обязан разъяснить педагогу и психологу их права, о чем делается отметка в протоколе следственного действия".

В соответствии со ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного следствия по делам несовершеннолетних следователю необходимо обратить внимание на выяснение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего. В то же время и сам несовершеннолетний, и его законные представители, и адвокат могут быть заинтересованы в том, чтобы в ходе предварительного следствия была подробно исследована личность несовершеннолетнего правонарушителя с целью выявления как положительных качеств подростка, так и состояния его физического и психического здоровья, которое могло отразиться на его поведении. Эти данные могут быть использованы ими как смягчающие вину обстоятельства1.

Необходимо отметить, что в главе 50 УПК РФ, регламентирующей производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, содержатся дополнительные процессуальные гарантии, направленные на то, чтобы не допустить оказания негативного влияния на подростков. Так, несовершеннолетний обвиняемый может быть не ознакомлен с материалами уголовного дела, которые способны оказать на него отрицательное воздействие; несовершеннолетнего подсудимого можно удалить из зала судебного заседания при исследовании обстоятельств, могущих повлиять на него негативным образом.

Про отрицательное влияние, оказываемое на несовершеннолетних, говорится и в Постановлении Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"2. Отрицательное влияние связывается с действиями, наносящими ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого со стороны законного представителя вследствие невыполнения обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего, либо уклонения от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребления процессуальными и иными правами.

Вместе с тем отрицательное воздействие на несовершеннолетних следует рассматривать более широко и не только как явление, возникающее в результате действий (бездействия) законного представителя либо взрослых соучастников преступления. Такого рода влияние, оказываемое на несовершеннолетних, может иметь место на всех стадиях уголовного судопроизводства в результате применения некоторых процессуальных действий. В значительной степени отрицательное воздействие на несовершеннолетних происходит при применении к ним мер процессуального принуждения (задержание, заключение под стражу). При уголовно-процессуальном задержании несовершеннолетний может быть помещен в изолятор временного содержания (ИВС), а затем, если в отношении его избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, - в следственный изолятор (СИЗО). В юридической литературе справедливо указано, что "применяя к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу, государство в лице правоохранительных органов подвергает подростка таким ограничениям, которые юридически не вытекают из данной уголовно-процессуальной меры"1. В результате у несовершеннолетних могут возникать определенные отрицательные установки, убеждения, обусловленные нахождением под стражей.

Отмечается, что "при уголовно-процессуальном задержании у несовершеннолетнего происходят резкая переоценка своего поведения и пересмотр границ допустимого в поведении... после перевода из изолятора временного содержания в следственный изолятор поведение арестованного меняется: подросток либо адаптируется и охотно воспринимает стандарты криминального поведения, либо психологически ломается под влиянием микросреды и переводится в низшую социальную категорию. При этом возможность адаптации прямо пропорциональна объему негативных социальных свойств личности и биологических особенностей (физическая сила, способность переносить условия камерного содержания и т.п.)1. В местах содержания под стражей складывается неблагоприятная обстановка для несовершеннолетних2.

В случаях, когда несовершеннолетние не адаптируются в местах принудительного содержания, в отношении их нередко совершаются противоправные действия, и они сами становятся потерпевшими. В таких ситуациях некоторые несовершеннолетние кончают жизнь самоубийством.

Согласно международно-правовым положениям, в частности Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, содержание их под стражей до суда применяется в течение кратчайшего периода времени. Несовершеннолетних правонарушителей нельзя содержать в учреждении, где они могут подвергаться отрицательному влиянию со стороны взрослых лиц, находящихся под арестом3.

Однако помимо того, что несовершеннолетние в Российской Федерации находятся в одних помещениях со взрослыми - в ИВС и СИЗО, они содержатся вместе с ними и в помещениях для задержанных в органах внутренних дел. Раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых не предусмотрено. Здесь несовершеннолетние могут услышать от взрослых разного рода наставления, советы - как себя вести, что говорить и т.д. Разумеется, не все "наставления" взрослых будут иметь доброжелательный характер.

В юридической литературе высказана верная мысль о том, что "недостатки в содержании подростков под стражей в одних следственных изоляторах со взрослыми будут устранены, если будут созданы специализированные изоляторы для несовершеннолетних и законодательно установлены особые условия содержания в камерах подростков"1. Существует также мнение, что несовершеннолетних подозреваемых, не совершивших тяжких или особо тяжких преступлений, следует помещать в центры временной изоляции, что было бы признано не только допустимым, но и желательным2. Эти предложения заслуживают поддержки, хотя в перспективе заключение под стражу должно применяться в отношении несовершеннолетних в меньшей степени. Предлагается искать возможность для применения таких альтернативных мер, как, например, постоянный надзор, активная воспитательная работа, помещение в семью или воспитательное заведение. Следует активнее применять различные педагогические меры, для чего необходимо закрепить их законодательно3.

К сожалению, в УПК РФ не наблюдается значительных отличий в процедурах задержания, избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении взрослых и несовершеннолетних. Более того, ст. 423 УПК РФ установлено, что задержание, заключение под стражу несовершеннолетних происходит в таком же порядке, как и в отношении взрослых. В юридической литературе говорится, что "УПК РФ не предусматривает судопроизводство по делам несовершеннолетних как процедуры, коренным образом отличающейся по своему предназначению и форме от разбирательства дел взрослых обвиняемых"4.

Между тем в законодательстве ряда стран некоторые особенности, например по срокам задержания несовершеннолетних подозреваемых, имеются. Так, в ст. 166 УПК Республики Молдова указано, что срок задержания несовершеннолетнего не может превышать 24 ч. В Уголовно-процессуальном законе Латвийской Республики говорится, что "срок содержания под стражей несовершеннолетних не может превышать половину от максимального срока содержания под стражей совершеннолетних"1 (ст. 278).

Недостаточный учет специфики личности несовершеннолетних, их поведения и других факторов способствует широкому применению в отношении их меры пресечения в виде заключения под стражу.

Так, председатель Комиссии Общественной палаты РФ А.Г. Кучерена отмечает, что "судебная система не освободилась от карательного синдрома, вынося решения о заключении под стражу подростков. Трудно себе представить, что тысячи несовершеннолетних, совершивших в большинстве своем незначительные правонарушения, разбегутся от суда и следствия или будут оказывать на последних давление. Оступившиеся мальчишки вместо раскаяния получают в камере памятные уроки криминального поведения"2.

Отрицательное воздействие на несовершеннолетних происходит при этапировании, когда они доставляются в правоохранительные органы и в суды из СИЗО и обратно. Несовершеннолетние, находясь в одном автозаке со взрослыми, перенимают манеру общения и поведения последних, реакцию на действия сотрудников правоохранительных органов. При этом Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не устанавливает запретов, не позволяющих взрослым оказывать отрицательное воздействие на несовершеннолетних.

Этапирование несовершеннолетних из СИЗО может происходить для совершения ряда процессуальных действий, например в целях обжалования в суд действий дознавателя, следователя, прокурора в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ. Рассмотрение таких жалоб происходит в суде по месту производства предварительного расследования, хотя, как представляется, это могло бы быть осуществлено и в месте содержания под стражей, в частности в СИЗО, с тем, чтобы избежать этапирования несовершеннолетнего в суд. В таком случае потребуется внести соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство.

Колоссальный ущерб здоровью наносится несовершеннолетним при их этапировании из одного региона страны в другой, в частности для отбывания наказания в виде лишения свободы. Особенно пагубно это сказывается на несовершеннолетних женского пола, которые зачастую в результате последствий этапирования в дальнейшем не способны иметь детей. Разумеется, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, должны его отбыть, но, как представляется, в пределах федерального округа, где они проживали до осуждения1.

Отрицательное воздействие на несовершеннолетних может быть оказано при производстве следственных и иных процессуальных действий, когда возникает проблема обеспечения их безопасности. В юридической литературе высказана верная позиция, что "необходимо предусмотреть и меры безопасности для несовершеннолетних при проведении очных ставок со взрослыми, например исключив при этом непосредственный контакт, визуальное наблюдение друг друга"2.

Следует поддержать также предложение, касающееся участия специалиста (педагога или психолога) в допросе несовершеннолетнего, в ходе проведения которого опасность оказания неправомерного воздействия на психику несовершеннолетнего наиболее велика. Это является определенной гарантией защиты прав несовершеннолетнего от нетактичного с воспитательной точки зрения поведения должностного лица1.

Для недопущения отрицательного воздействия на несовершеннолетних в ст. 422 УПК РФ предусмотрено выделение в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетних. В юридической литературе высказано мнение, что это создает дополнительную нагрузку на следственный аппарат, отрицательно сказывается на всесторонности, полноте и объективности расследования, а несовершеннолетний при этом дважды участвует в судебном разбирательстве: по своему делу в качестве подсудимого и по делу взрослого обвиняемого в качестве свидетеля2.

С этой позицией согласиться нельзя. Выделение уголовного дела преследует цель оградить несовершеннолетнего от отрицательного влияния взрослого. Не исключены ситуации, когда несовершеннолетние, привлекающиеся к уголовной ответственности вместе со взрослыми, под давлением последних признаются в совершении деяний, которых не совершали. По мнению Ю.В. Кореневского, выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего преследует цели ускорения производства по уголовному делу, предупреждения вредного влияния на несовершеннолетнего взрослых соучастников3. В случае выделения уголовного дела возможно изменение меры пресечения в отношении несовершеннолетних. Они смогут находиться на свободе, расследование и судебное разбирательство в отношении их может произойти в более короткие сроки, чем в отношении взрослых. Если несовершеннолетние будут привлекаться к уголовной ответственности по выделенному в отношении их делу, то они уже не будут зависеть от взрослых соучастников.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы. В российском уголовно-процессуальном законодательстве и международном праве сформирована целая система взаимосвязанных норм, которые устанавливают в уголовном судопроизводстве дополнительные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних обвиняемых, в том числе и с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством. Одной из таких гарантий является требование закона об обеспечении по уголовным делам указанной категории обязательного участия профессионального защитника, квалифицированное и грамотное осуществление полномочий и обязанностей которого призвано компенсировать неспособность данных несовершеннолетних самостоятельно защищать свои права и законные интересы, а также обеспечения участия законных представителей, педагога, психолога и другие гарантии.