Виды власти:
Верховная власть
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
Политическая власть
Управленческая власть
Публичная власть
Символическая власть
Государственная власть является особой разновидностью социальной власти.
Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.
Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.
2. Правовой обычай и правовой прецедент.
Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства.
Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм:
- в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта;
- в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая.
Признаки правового обычая:
- локальный характер заключённых в нём норм — норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку;
- имеет юридическую силу — защищается возможностью применения мер государственного принуждения;
- не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политике в данной области правового регулирования (последний вопрос решается правоприменительным органом);
- существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц.
Сфера действия правовых обычаев — семейное, земельное, наследственное право. Этот источник права сохраняет значительный удельный вес в рамках таких правовых семей как мусульманская, дальневосточная и правовых систем стран Центральной Африки и Океании.
Правовой прецедент — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.
Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.
Характеристики правового прецедента как источника права:
множественность — в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов;
казуистичность — прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации;
гибкость — позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.
Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела — это и есть норма права, заключённая в решении.
Билет № 7
1.Понятие, признаки и социальное назначение государства.
Государство — это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.
Основные признаки государства:
1. наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Наличие особого слоя лиц — государственных служащих;
2. территориальная организация населения — означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы, которые означают территориальную неприкосновенность страны;
3. государственный суверенитет — независимость гос. власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Верховенство — полнота государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. 4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов — определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;
5. наличие государственной казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое;
6. Правотворчество — издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;
7. Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);
8. Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения);
9. Тесная органическая связь государства с правом;
Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.
Главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:
1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;
2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов;
3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);
4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;
5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;
В идеале социальное назначение государства — служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования
2. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.
Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
Нормативные акты принимаются только в пределах компетенции соответствующих органов и согласно законодательной процедуре. Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е- не обязательны для их адресатов.
Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.
Законы: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к Федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы;
5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.
Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие: а) указы Президента РФ;б) нормативные акты Правительства РФ;в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств). На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Билет № 8
1. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Формационный подход
Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:
Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.
- Право в системе социальных норм
- Функции тгп
- Власть в первобытном обществе
- Социальные нормы в первобытном обществе
- Изложение правовых норм в нормативных актах:
- Виды власти:
- Цивилизационный подход
- Виды монархий: По объёму ограничений
- По традиционному устройству:
- Основные признаки унитарного государства:
- Признаки конфедерации
- Романо-германская правовая система
- Англо-саксонская правовая система
- Религиозная правовая семья
- Виды политических режимов: Демократический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Анархия
- Внутренние функции государства- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
- Структура правоотношения
- Классификация юридических фактов
- Юридические составы
- Виды толкования
- Структура политической системы
- Виды правосознания
- Структура правосознания
- Функции правосознания
- Виды правовой культуры
- Социальные регуляторы Социальная норма
- Б)Индивидуальный акт
- В)Стихийные регуляторы
- Виды юридической ответственности:
- Политические
- Социально-экономические
- Культурные