Структура политической системы
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
2. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения.
Юридический конфликт — ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей. Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей.
. Юридическому конфликту
присущи две главные функции:
1. отражение правовой действительности, в том числе ее деформации: недостатки правовой системы,
несовершенство законодательства, судебной практики и т.д. (информационная функция);
2. влияние на изменения правовой действительности (динамическая функция).
Принято
выделять четыре группы факторов, воздействующих на возникновение и развитие юридических
конфликтов:
1. глобальные, т.е. факторы мирового общественного развития, включающие в себя сочетание общих,
экологических и иных факторов;
2. общесоциологические, правовые, социально-экономические и др., которые определяются
характером, типом и особенностями организации данного общества и государства;
3. локальные, которые зависят от конкретного проявления различных факторов на уровне
определенной территории или организации;
4. синергетические, или случайные, определяемые случайным стечением обстоятельств.
Среди факторов, способствующих решению этой проблемы, чаще всего называют:
совершенствование законодательства;
укрепление правопорядка и законности;
повышение уважения к закону и праву в целом;
повышение престижа правовых ценностей в обществе;
развитие общественного, группового и индивидуального правосознания, повышение правовой
культуры.
Билет № 25
1. Место государства в политической системе общества.
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.
Политическая система имеет следующую структуру:
субъекты политической системы;
политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;
политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;
политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;
политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;
политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.
Субъектами политической системы являются:
государство;
политические партии;
общественные организации и объединения;
политические движения;
церковь;
органы местного самоуправления.
Функции политической системы:
выработка целей развития общества, планирование;
определение стратегического развития общества;
политическая интеграция общества;
регулирование политических процессов;
соблюдение интересов разных социальных групп общества;
создание единого влияния на социально важные отношения.
Виды политических систем:
распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;
рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;
смешанные.
Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:
является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;
обладает суверенитетом;
имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;
специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;
обладает монополией на правотворчество.
Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.
Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.
2. Правонарушение: понятие, виды, состав.
Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.
Признаки правонарушения:
-деяние (действие или бездействие);
-вина;
-противоправность;
-вредный результат;
-причинная связь между деянием и вредным результатом;
-юридическая ответственность.
Виды
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В странах англосаксонской правовой семьи распространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.
Юридический состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.
В юридический состав входят:
1) субъект правонарушения (лицо совершившее деяние);
2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение – жизнь, здоровье и т.д.);
3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующее субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям);
4) объективная сторона правонарушения – это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:
-деяние;
-противоправность (формальный аспект);
-вредный результат (содержательный аспект);
-причинную связь между деянием и вредным результатом (результат должен быть следствием, а само поведение – причиной именно этого результата).
Билет № 26
1. Партии в политической системе общества.
Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественнополитических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы. Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения. Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898 - 1903 гг. в результате политических реформ. Признаки политической партии: · Партия - это всегда носитель идеологии; · Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного. · Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти. · Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства). · Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства). Функции политической партии: · Обеспечение связи между обществом и государством; · Стимулируют активное участие граждан в политической жизни; · Оказывают влияние на формирование государственной политики; · Способствуют развитию политической культуры и политического сознания; · Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней.
2. Законность и правопорядок
Законность – это режим строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов всеми субъектами права.
Правопорядок – это состояние урегулированности правовых отношений, когда поведение всех субъектов фактически существующих правоотношений является правомерным.
Законность и правопорядок тесно связаны между собой. Если обеспечен режим законности, то общественные отношения представляют собой правопорядок. Однако, если законность – это лишь формальная характеристика общественных отношений то правопорядок имеет свое реальное содержание в виде урегулированных нормами права общественных отношений. Каждое гос-во имеет свой правопорядок, отличный от правопорядка другого гос-ва. Это позволило Г. Кельзену вслед за И. Кантом отождествлять правопорядок с гос-вом. Вместе с тем в современном понимании функции гос-ва не сводятся к охране правопорядка. Деятельность гос-ва не сводится к применению права. При принятии многих управленческих решений гос-во исходит не только из принципа законности, но и из целесообразности (напр., принимая решение о строительстве какого-либо объекта, о закупке тех или иных вооружений). Поэтому, хотя понятия правопорядка и гос-ва тесно взаимосвязаны, они не совпадают.
Принципы законности:
1) единообразие в применении нормативно-правовых актов;
2) верховенство Конституции и закона в отношении иных правовых актов, строгое соблюдение требований к иерархии нормативно-правовых актов;
3) реальная гарантированность реализации права, в том числе гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
Билет № 27
1. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.
Признаки правового государства:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) их реальное осуществление;
3) верховенство права;
4) разделение властей;
5) политический плюрализм;
6) законность, в том числе верховенство конституции и закона.
Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:
Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства.
Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.
2. Правосознание и правовая культура.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
- Право в системе социальных норм
- Функции тгп
- Власть в первобытном обществе
- Социальные нормы в первобытном обществе
- Изложение правовых норм в нормативных актах:
- Виды власти:
- Цивилизационный подход
- Виды монархий: По объёму ограничений
- По традиционному устройству:
- Основные признаки унитарного государства:
- Признаки конфедерации
- Романо-германская правовая система
- Англо-саксонская правовая система
- Религиозная правовая семья
- Виды политических режимов: Демократический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Анархия
- Внутренние функции государства- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
- Структура правоотношения
- Классификация юридических фактов
- Юридические составы
- Виды толкования
- Структура политической системы
- Виды правосознания
- Структура правосознания
- Функции правосознания
- Виды правовой культуры
- Социальные регуляторы Социальная норма
- Б)Индивидуальный акт
- В)Стихийные регуляторы
- Виды юридической ответственности:
- Политические
- Социально-экономические
- Культурные