По традиционному устройству:
Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.
Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности.
Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.
2. Предмет и метод правого регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод
правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те
общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным
критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный
характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые
отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные
отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового
регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли,
потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно
разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются
различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым
(дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если
предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик регулирует.
Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-
юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность юридических
средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно
однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы
правового регулирования. - императивный - метод властных предписаний,
субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; -
диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на
дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за определенное
заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета осуществления
конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:
государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,
трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное
и гражданско-процессуальное.
Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,
закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,
основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное
устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию федеральных
органов государственной власти и управления и субъектов федерации — республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, — а
также органов местного самоуправления. Нормы государственного права
сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в
ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев,
областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах.
Билет № 10
1.Республиканская форма правления
Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
Для республиканской формы правления характерны следующие черты:
1) верховная власть осуществляется выборными органами;
2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых
через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов
власти, а также органов местного самоуправления;
3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
4) использование институтов демократии в разнообразных формах;
5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц
Президентская республика имеет особенности;
1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;
2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат
непосредственно от народа;
3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует
правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К
президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.
Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется
парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство
несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой
разновидности республики относятся:
1) верховная власть принадлежит парламенту;
2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой
парламентом;
3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства
является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;
4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не
пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.
В
настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия,
Турция, Венгрия, Индия и др.
Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с
элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным
президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании
правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров,
представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед
президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики - повышенная
самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших
тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).
2. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
В правовой науке все нормы делятся на материальные и процессуальные. Первые –
регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения.
Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов и иных
правонарушений, т. е. регламентируют чисто процессуальные или организационные
вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение. Кроме отраслей в
структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы:
на частное и публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность
юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное
право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов
государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и
частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное
право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-
брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного,
административного, финансового, уголовного и иных. В литературе выделяют
следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят
к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано
регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);
2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы,
регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные); 3)
метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод
координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если
частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное
право - частных лиц с государством либо между государственными органами). В
настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие
институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения,
интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.
Билет № 11
1.Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство.
По своему содержанию политико-территориальная организация (устройство) государства включает три основных элемента: а) масштабы и границы государства, в связи с чем конституции соответствующих государств нередко содержат перечень входящих в них территорий; б) политико-территориальную структуру государства, включая его государственно-территориальную (унитарную, федеративную, государственно-автономную) и административно-территориальную (область, округ, район, община и др.) структуры и статус его структурных единиц; в) принципы и формы взаимоотношений между государством в целом, его органами и теми или иными политико-территориальными внутренними подразделениями государства, их органами как государственного, так и негосударственного характера.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.
- Право в системе социальных норм
- Функции тгп
- Власть в первобытном обществе
- Социальные нормы в первобытном обществе
- Изложение правовых норм в нормативных актах:
- Виды власти:
- Цивилизационный подход
- Виды монархий: По объёму ограничений
- По традиционному устройству:
- Основные признаки унитарного государства:
- Признаки конфедерации
- Романо-германская правовая система
- Англо-саксонская правовая система
- Религиозная правовая семья
- Виды политических режимов: Демократический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Анархия
- Внутренние функции государства- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
- Структура правоотношения
- Классификация юридических фактов
- Юридические составы
- Виды толкования
- Структура политической системы
- Виды правосознания
- Структура правосознания
- Функции правосознания
- Виды правовой культуры
- Социальные регуляторы Социальная норма
- Б)Индивидуальный акт
- В)Стихийные регуляторы
- Виды юридической ответственности:
- Политические
- Социально-экономические
- Культурные