§ 4. Меры правоохранительного характера,
применяемые к правонарушителям государством
Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой права - важнейшая в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения - важное условие реальности и гарантированности прав граждан и организаций.
К мерам правоохранительного характера, применяемым к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, относятся те способы защиты гражданских прав, которые реализуются в юрисдикционной форме - в судебном или административном порядке.
Меры государственно-принудительного порядка, применяемые компетентными государственными органами, условно можно подразделить на два блока. Первый блок составляют меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности. В науке гражданского права их именуют мерами защиты в узком смысле слова. Второй блок составляют меры гражданско-правовой ответственности <*>.
--------------------------------
<*> Разделение гражданско-правовых способов защиты гражданских прав на собственно меры защиты и меры ответственности достаточно глубоко обосновано цивилистической наукой. См.: Красавчиков О.А. Ответственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве // Сборник ученых трудов. Вып. N 39. Свердловск, 1975. С. 11 - 12.
В свою очередь, меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности, можно разделить на следующие подвиды:
а) меры превентивного (предупредительного) характера;
б) меры регулятивного характера, имеющие задачей упорядочение нормальных отношений между спорящими участниками гражданских правоотношений <*>.
--------------------------------
<*> Проводя данную классификацию, необходимо отметить, что зачастую меры превентивного характера осуществляют регулятивную функцию, и наоборот, меры регулятивного характера - превентивную функцию.
1. Меры превентивного (предупредительного) характера
Эти меры государственно-принудительного воздействия имеют целью либо непосредственное предупреждение возникновения возможных правонарушений, либо их устранение лицами, допустившими не соответствующее требованиям закона поведение. К ним относится предупреждение возможного нарушения права. Так, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для применения такого способа защиты права, как запрещение деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК).
Превентивный характер имеют и такие меры, как признание права и установление факта, имеющего юридическое значение. В практике нередко встречаются случаи предъявления в суде исков о признании, например, права собственности на строение, права авторства на произведение науки или искусства, на изобретение и т.п. Речь идет о том, что право данному лицу принадлежит, но отсутствуют необходимые доказательства, вследствие чего требуется решение суда, которое устранит возникновение спора по данному поводу в будущем.
В отличие от этого признание факта имеет место тогда, когда необходимо признать определенное состояние, например, гражданина, имеющее для него юридическое значение. Так обстоит дело, например, с признанием факта нахождения гражданина в определенной степени родства с умершим. Установление судом указанного факта дает основание признать данного гражданина (или не признать его) наследником умершего.
Важной мерой предупредительного характера является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Особенность названной меры состоит в том, что она имеет двоякое значение. С одной стороны, она пресекает уже возникшее нарушение, а с другой - устраняет возможность возникновения правонарушений в будущем. Согласно ст. 13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт), не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. В приведенной норме речь идет о признании недействительными актов государственного органа или органа местного самоуправления. Вместе с тем в конкретных случаях закон разрешает признавать недействительными наряду с актами этих органов акты иных органов. Так, в силу нормы п. 2 ст. 22 ГК несоблюдение указанных в законе условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.
По общему правилу недействительными могут быть признаны акты государственных органов и органов местного самоуправления, имеющие ненормативный характер. Нормативные акты данных органов могут быть признаны судом недействительными только в случаях, предусмотренных законом. Подобная возможность предусмотрена п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <*>. В соответствии с данным пунктом судам подведомственны заявления прокуроров о признании недействительными противоречащих закону правовых актов, принятых местными органами власти и управления. Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ могут быть признаны недействительными Конституционным Судом РФ в случае их противоречия Конституции РФ <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
<**> См.: ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
От признания недействительным нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления необходимо отличать такую меру защиты гражданского права, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. В обоих случаях суд оценивает акты на их соответствие закону. Вместе с тем если при признании недействительным нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления предметом судебного спора является требование о признании таких актов недействительными, то при использовании способа защиты в виде неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, предметом спора является конкретное материально-правовое требование о взыскании долга, выплате процентов и т.п., в качестве правового основания которого указывается такой акт. В этом случае, обнаружив противоречие акта государственного органа или органа местного самоуправления требованиям закона, суд принимает решение не применять данный акт при решении вопроса об удовлетворении или об отказе удовлетворения спорного материально-правового требования.
Превентивный характер имеет и такая мера, как признание судом обоснованной жалобы гражданина на неправильные действия органов управления или должностных лиц и возложение на названных лиц обязанности устранить допущенные нарушения. Представляется, что к ним можно отнести и применение судом или арбитражным судом последствий недействительности ничтожной сделки.
2. Государственно-принудительные меры регулятивного характера
Основная особенность таких мер заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров, причем обычно тогда, когда стороны сами не в состоянии урегулировать возникший между ними конфликт. При этом речь может и не идти о каком-либо правонарушении (хотя нередко такого рода споры возникают в связи с неправильным поведением того или иного участника правоотношения).
Другая особенность подобного рода мер состоит в том, что они не связаны с применением санкций, с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, поскольку такого правонарушения может и не быть либо оно носит такой характер, который позволяет разрешить спор без применения мер юридической ответственности.
Представляется целесообразным выделить три основных группы гражданско-правовых мер регулятивного характера.
Первая группа - меры, направленные на устранение разногласий между участниками гражданских правоотношений, возникших при определенных обстоятельствах. К ним относятся, в частности, определение судом долей в праве общей собственности на строение или иное имущество либо реальный раздел имущества, если этого требуют стороны и имущество может быть разделено без ущерба его прямому назначению. В практике часто возникают споры, связанные с разделом жилой площади между самостоятельными пользователями данного жилого помещения, с разделом наследства между наследниками. Правоохранительные меры рассматриваемой группы представляют собой частные проявления такого способа защиты гражданских прав, как прекращение или изменение правоотношения.
Вторая группа - меры, направленные на восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны. К ним относятся прежде всего меры, связанные с истребованием имущества, принадлежащего собственнику или иному владельцу, из чужого незаконного владения (виндикационный иск), а также меры по устранению нарушений прав названных лиц, не связанных с лишением владения (негаторный иск).
Аналогичные функции выполняют предусмотренные гражданским законодательством меры, связанные с признанием недействительности оспоримой сделки и применением двусторонней реституции, т.е. возвращением сторон в первоначальное состояние; меры, направленные на возврат организации или гражданину имущества, приобретенного или сбереженного другим лицом за счет потерпевшего без достаточных к тому оснований, опровержение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и т.п.
Особую восстановительную роль играет такая мера защиты, как имущественная компенсация морального вреда. Строго говоря, моральный вред невозможно оценить в имущественном эквиваленте. Поэтому данная мера защиты имеет признаки, присущие гражданско-правовой ответственности.
Третья группа - меры, направленные на обеспечение реального исполнения обязанности должником. Речь идет об исполнении обязанности в принудительном порядке.
В литературе принуждение должника к исполнению обязанности нередко рассматривается в качестве меры юридической ответственности <*>. Между тем никакой ответственности здесь нет, а есть лишь особая форма осуществления права, поскольку ничего иного, кроме уже имевшихся прав и обязанностей, составляющих содержание спорного правоотношения, в данном случае обнаружить нельзя. Принуждение - лишь вынужденная форма их реализации.
--------------------------------
<*> См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. С. 85.
К подобного рода мерам относятся:
- принуждение должника к возврату долга, передаче покупателю проданной вещи;
- исправление или замена вещи должником по гарантийному обязательству;
- возмещение ответчику той части расходов, которые он понес на изготовление вещи, если отношения между сторонами прерваны по требованию заказчика и при отсутствии вины подрядчика, и т.п.
В общей части ГК РФ в качестве мер защиты указаны возмещение убытков (ст. 15) и особо возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 16). Но следует иметь в виду, что возмещение убытков наряду с взысканием неустойки - одна из форм гражданско-правовой ответственности. Меры юридической ответственности являются наиболее серьезной мерой государственно-принудительного порядка. Формой их нормативного закрепления являются санкции как меры ответственности. Наличие санкций - неотъемлемое свойство любой отрасли права. Но каждой отрасли присущи особые меры ответственности, налагаемые на правонарушителя, соответствующие ее специфике. Поэтому институт ответственности занимает в гражданском праве одно из центральных мест и подлежит детальному рассмотрению.
Дополнительная литература
Басин Ю.Г., Диденко А.Г. Защита субъективных гражданских прав // Юридические науки. Вып. 1. Алма-Ата, 1971. С. 3 - 10;
Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 1976;
Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972;
Илларионова Т.И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных мер. Свердловск, 1980.
- Гражданское право
- Ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор е.А. Суханов
- От издательства "волтерс клувер"
- Предисловие
- Раздел I. Введение в гражданское право
- Глава 1. Понятие о частном праве
- § 1. Гражданское право как частное право
- § 2. Система частного права
- Глава 2. Гражданское право как правовая отрасль
- § 1. Гражданское право в системе правовых отраслей
- § 2. Предмет гражданского права
- § 3. Метод, функции и принципы гражданского права
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебный курс
- § 1. Наука гражданского права
- § 2. Учебная дисциплина гражданского права
- Глава 4. Источники гражданского права
- § 1. Понятие и виды источников гражданского права
- § 2. Состав гражданского законодательства
- § 3. Действие гражданского законодательства
- Раздел II. Гражданское правоотношение
- Глава 5. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений
- § 1. Понятие гражданского правоотношения
- § 2. Содержание гражданского правоотношения
- § 3. Субъекты и объекты гражданских правоотношений
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений
- § 1. Граждане (физические лица)
- § 2. Правоспособность граждан (физических лиц)
- § 3. Дееспособность граждан (физических лиц)
- § 4. Опека и попечительство
- § 5. Место жительства граждан
- § 6. Безвестное отсутствие. Объявление гражданина умершим
- § 7. Акты гражданского состояния
- Глава 7. Юридические лица как участники гражданских правоотношений
- § 1. Понятие и виды юридических лиц
- § 2. Юридическое лицо как субъект гражданского права
- § 3. Возникновение и прекращение юридических лиц
- § 4. Юридическая личность коммерческих организаций
- § 5. Юридическая личность некоммерческих организаций
- Глава 8. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений
- § 1. Гражданская правосубъектность
- § 2. Случаи участия публично-правовых образований
- Глава 9. Объекты гражданских правоотношений
- § 1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений
- § 2. Вещи как объекты гражданских правоотношений
- § 3. Ценные бумаги
- Глава 10. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
- § 1. Юридические факты и их составы
- § 2. Понятие и виды сделок
- § 3. Условия действительности сделок
- § 4. Недействительность сделок
- § 5. Правовые последствия признания
- Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав
- Глава 11. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданско-правовых обязанностей
- § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
- § 2. Принципы осуществления гражданских прав
- § 3. Пределы осуществления гражданских прав и исполнения
- § 4. Осуществление прав и исполнение обязанностей
- Глава 12. Право на защиту как субъективное
- § 1. Понятие и содержание права на защиту
- § 2. Самозащита гражданских прав
- § 3. Меры оперативного воздействия
- § 4. Меры правоохранительного характера,
- Глава 13. Гражданско-правовая ответственность
- § 1. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности
- § 2. Условия гражданско-правовой ответственности
- § 3. Применение гражданско-правовой ответственности
- Глава 14. Сроки в гражданском праве
- § 1. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве
- § 2. Исковая давность
- Раздел IV. Право собственности и иные вещные права
- Глава 15. Право собственности. Общие положения
- § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Понятие и содержание права собственности
- § 3. Приобретение (возникновение) права собственности
- § 4. Прекращение права собственности
- Глава 16. Право частной собственности
- § 1. Право частности собственности граждан
- § 2. Право частной собственности юридических лиц
- Глава 17. Наследование собственности граждан
- § 1. Понятие и основные категории наследственного права
- § 2. Наследование по завещанию
- § 3. Наследование по закону
- § 4. Принятие наследства и отказ от наследства
- Глава 18. Право публичной собственности
- § 1. Общие положения о праве государственной
- § 2. Приватизация государственного
- Глава 19. Право общей собственности
- § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Право общей долевой собственности
- § 3. Право общей совместной собственности
- Глава 20. Ограниченные вещные права
- § 1. Понятие и виды ограниченных вещных прав
- § 2. Право хозяйственного ведения
- Глава 21. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Понятие и гражданско-правовые способы
- § 2. Вещно-правовые иски
- Раздел V. Исключительные права
- § 2. Исключительные права
- Глава 23. Авторское право и смежные права
- § 1. Понятие, функции и источники авторского права
- § 2. Объекты авторского права
- § 3. Субъекты авторского права
- § 4. Авторские права и срок их действия
- § 5. Авторско-правовая охрана программ для эвм,
- § 6. Смежные права
- § 7. Защита авторских и смежных прав
- Глава 24. Патентное право
- § 1. Понятие, объекты и субъекты патентного права
- § 2. Оформление прав на изобретение,
- § 3. Права автора изобретения, полезной модели,
- § 4. Патентно-правовая охрана селекционных достижений
- Глава 25. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей
- § 1. Исключительное право юридического лица
- § 2. Исключительное право на товарный знак
- § 3. Правовая охрана наименования
- § 4. Ответственность за незаконное использование
- Раздел VI. Личные неимущественные права
- Глава 26. Понятие и виды личных неимущественных прав в гражданском праве
- § 1. Понятие личных неимущественных прав
- § 2. Виды личных неимущественных прав
- § 3. Осуществление и защита личных неимущественных прав
- Глава 27. Гражданско-правовая охрана личных неимущественных прав
- § 1. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
- § 2. Гражданско-правовая охрана
- § 3. Гражданско-правовая охрана неприкосновенности