§ 2. Объекты авторского права
Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.
1. Легальные критерии охраноспособности объектов авторского права
Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.
Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
2. Критерии творческой деятельности
Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам <*>.
--------------------------------
<*> См.: Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 9, 10.
Разумеется, творчество - субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг <*>, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.
--------------------------------
<*> См., например: Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1967; Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 39 - 41.
Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в Постановлении N 8 от 18 апреля 1986 г. Пленума Верховного Суда СССР "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" <*>. В данном Постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников не охраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений, самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий "творчество" и "самостоятельное создание" не вызывает сомнений.
--------------------------------
<*> См.: Сборник постановлений пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995. С. 163 (далее - Сборник постановлений пленумов Верховных судов).
В случае, если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.
Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.
С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т.е. существовало в какой-либо объективной форме.
3. Объективная форма произведения
Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:
- письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
- устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, "передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте". Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП.
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.
Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.
Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.
Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.
Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.
Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.
Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.
Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.
Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
4. Виды объектов авторского права
Исходя из того, что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, Закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества.
Объектами авторского права, в частности, являются:
- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
- драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.
Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и тому подобного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в Законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем <*>.
--------------------------------
<*> См. § 5 настоящей главы.
5. Производные и составные произведения
Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.
Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.
6. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
Закон традиционно предусматривает круг произведений, не являющихся объектами авторского права. Это:
- официальные документы (в частности, законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);
- произведения народного творчества;
- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде "автор закона, герба, флага" следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.
Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.
Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права, предусматриваемое п. 4 ст. 6 ЗоАП, обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого авторского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.
7. Сфера действия авторского права
Охрана российским авторским правом произведений науки, литературы и искусства зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей. С учетом этих факторов определяется сфера действия авторского права.
Авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами - гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 ЗоАП), в том числе Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции 1971 г.) и Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.).
Важно и еще одно правило. Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.
- Гражданское право
- Ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор е.А. Суханов
- От издательства "волтерс клувер"
- Предисловие
- Раздел I. Введение в гражданское право
- Глава 1. Понятие о частном праве
- § 1. Гражданское право как частное право
- § 2. Система частного права
- Глава 2. Гражданское право как правовая отрасль
- § 1. Гражданское право в системе правовых отраслей
- § 2. Предмет гражданского права
- § 3. Метод, функции и принципы гражданского права
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебный курс
- § 1. Наука гражданского права
- § 2. Учебная дисциплина гражданского права
- Глава 4. Источники гражданского права
- § 1. Понятие и виды источников гражданского права
- § 2. Состав гражданского законодательства
- § 3. Действие гражданского законодательства
- Раздел II. Гражданское правоотношение
- Глава 5. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений
- § 1. Понятие гражданского правоотношения
- § 2. Содержание гражданского правоотношения
- § 3. Субъекты и объекты гражданских правоотношений
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений
- § 1. Граждане (физические лица)
- § 2. Правоспособность граждан (физических лиц)
- § 3. Дееспособность граждан (физических лиц)
- § 4. Опека и попечительство
- § 5. Место жительства граждан
- § 6. Безвестное отсутствие. Объявление гражданина умершим
- § 7. Акты гражданского состояния
- Глава 7. Юридические лица как участники гражданских правоотношений
- § 1. Понятие и виды юридических лиц
- § 2. Юридическое лицо как субъект гражданского права
- § 3. Возникновение и прекращение юридических лиц
- § 4. Юридическая личность коммерческих организаций
- § 5. Юридическая личность некоммерческих организаций
- Глава 8. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений
- § 1. Гражданская правосубъектность
- § 2. Случаи участия публично-правовых образований
- Глава 9. Объекты гражданских правоотношений
- § 1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений
- § 2. Вещи как объекты гражданских правоотношений
- § 3. Ценные бумаги
- Глава 10. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
- § 1. Юридические факты и их составы
- § 2. Понятие и виды сделок
- § 3. Условия действительности сделок
- § 4. Недействительность сделок
- § 5. Правовые последствия признания
- Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав
- Глава 11. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданско-правовых обязанностей
- § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
- § 2. Принципы осуществления гражданских прав
- § 3. Пределы осуществления гражданских прав и исполнения
- § 4. Осуществление прав и исполнение обязанностей
- Глава 12. Право на защиту как субъективное
- § 1. Понятие и содержание права на защиту
- § 2. Самозащита гражданских прав
- § 3. Меры оперативного воздействия
- § 4. Меры правоохранительного характера,
- Глава 13. Гражданско-правовая ответственность
- § 1. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности
- § 2. Условия гражданско-правовой ответственности
- § 3. Применение гражданско-правовой ответственности
- Глава 14. Сроки в гражданском праве
- § 1. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве
- § 2. Исковая давность
- Раздел IV. Право собственности и иные вещные права
- Глава 15. Право собственности. Общие положения
- § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Понятие и содержание права собственности
- § 3. Приобретение (возникновение) права собственности
- § 4. Прекращение права собственности
- Глава 16. Право частной собственности
- § 1. Право частности собственности граждан
- § 2. Право частной собственности юридических лиц
- Глава 17. Наследование собственности граждан
- § 1. Понятие и основные категории наследственного права
- § 2. Наследование по завещанию
- § 3. Наследование по закону
- § 4. Принятие наследства и отказ от наследства
- Глава 18. Право публичной собственности
- § 1. Общие положения о праве государственной
- § 2. Приватизация государственного
- Глава 19. Право общей собственности
- § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Право общей долевой собственности
- § 3. Право общей совместной собственности
- Глава 20. Ограниченные вещные права
- § 1. Понятие и виды ограниченных вещных прав
- § 2. Право хозяйственного ведения
- Глава 21. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Понятие и гражданско-правовые способы
- § 2. Вещно-правовые иски
- Раздел V. Исключительные права
- § 2. Исключительные права
- Глава 23. Авторское право и смежные права
- § 1. Понятие, функции и источники авторского права
- § 2. Объекты авторского права
- § 3. Субъекты авторского права
- § 4. Авторские права и срок их действия
- § 5. Авторско-правовая охрана программ для эвм,
- § 6. Смежные права
- § 7. Защита авторских и смежных прав
- Глава 24. Патентное право
- § 1. Понятие, объекты и субъекты патентного права
- § 2. Оформление прав на изобретение,
- § 3. Права автора изобретения, полезной модели,
- § 4. Патентно-правовая охрана селекционных достижений
- Глава 25. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей
- § 1. Исключительное право юридического лица
- § 2. Исключительное право на товарный знак
- § 3. Правовая охрана наименования
- § 4. Ответственность за незаконное использование
- Раздел VI. Личные неимущественные права
- Глава 26. Понятие и виды личных неимущественных прав в гражданском праве
- § 1. Понятие личных неимущественных прав
- § 2. Виды личных неимущественных прав
- § 3. Осуществление и защита личных неимущественных прав
- Глава 27. Гражданско-правовая охрана личных неимущественных прав
- § 1. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
- § 2. Гражданско-правовая охрана
- § 3. Гражданско-правовая охрана неприкосновенности