logo search
grazhdansky_protsess

Понятие и сущность искового производства.

Действующее процессуальное законодательство в отличие от прежнего знает шесть видов гражданского судопроизводства: 1) исковое; 2) приказное; 3) особое; 4) публичное (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений); 5) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (О. В. Исаенкова).

Исковое производство реализуется в практической деятельности наиболее часто. Несмотря на это, законодатель не приводит понятия данного вида гражданского судопроизводства, но в ст. 22 ГПК указывает, что исковые дела рассматриваются с участием граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Другими словами, исковое производство может быть охарактеризовано как деятельность суда, урегулированная нормами гражданского процессуального права, по рассмотрению и разрешению споров, возникающих из цивилистических правоотношений, между равноправными субъектами о субъективном праве или законном интересе.

Сказанное означает, что сущность искового производства следует усматривать в следующем:

а) стороны спора не находятся в состоянии власти и подчинения;

б) спор о субъективном праве или охраняемом законом интересе, являющийся предметом судебного разбирательства, проистекает из гражданских, семейных, трудовых и других цивилистических правоотношений;

в) процессуальное функционирование суда в исковом производстве осуществляется в целях защиты субъективного права или охраняемого законом интереса теми способами, которыепредусмотрены ст. 12 ГК.

Итак, в рамках искового производства рассматривается спор о праве, но в отдельных случаях он не наличествует в «чистом» виде, поскольку возникает как следствие действий (бездействия)

рганов государства и местного самоуправления, а также должностных лиц, что сближает анализируемый вид судопроизводтва с производством по делам, возникающим из публичных правовых отношений. Однако действия эти контролируются и проверяются судом по необходимости, иначе не возможно вынести правоприменительный акт по существу цивилистического спора. Так, если лицо обратилось в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе, то спор зародился в недрах цивилистических (трудовых) правоотношений, но правильно решить нельзя без проверки действий должностного лица, подписавшего приказ об увольнении работника.