logo search
IGA

36. Понятие, признаки и виды муниципально-правовых актов.

Часть 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ определяет муниципальный правовой акт как решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Таким образом, муниципальный правовой акт может быть как индивидуальный, так и нормативный. При этом заострять внимание на понятии и признаках нормативного правого акта не будем, так как этот вопрос уже нашел необходимое урегулирование в научной литературе.

Кроме того, муниципальные правовые акты можно разграничить по следующим основаниям:

1) По сфере действия выделяются акты, содержащие предписания (нормативные или индивидуальные), адресованные вне принявшего акт органа, и акты, регламентирующие деятельность самого органа, его издавшего, то есть акты по вопросам организации работы соответствующего органа местного самоуправления (представительного органа, администрации муниципального образования), включая кадровые вопросы, вопросы регламента, положений о структурных подразделениях, должностных обязанностях работников и т.п. Данные правовые акты также входят в систему муниципальных правовых актов, но, в силу разрешаемых ими частных вопросов, зачастую, универсальны, унифицированы, локализованы в рамках текущей деятельности органа, как правило, не представляют значительного интереса для общественности, поскольку их влияние на общественные процессы носит не прямой, а опосредованный характер. Кроме того, можно выделить особую группу актов, которые обладают признаками нормативного акта, однако, не содержат правовых норм. К таким можно отнести акты, выражающие позицию органа по тому или иному вопросу, но непосредственно не порождающие правовых последствий – декларации, заявления  и т.п. Фактически такие акты носят не правовой, а политический характер.

2) По предмету регулирования выделяются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Последние могут приниматься только на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Принципиально, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. То есть они в этом смысле являются проявлением императивных полномочий местного самоуправления. В большинстве субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов. Но если даже таковой нет, отсылочные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил или порядка по отдельным вопросам, предполагают и отсылку к муниципальным правовым актам, устанавливающим соответствующие правила и порядок.

Очевидным общим требованиям к муниципальным правовым актам является недопустимость их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Поэтому ч. 5 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

К основным признакам муниципального нормативного правового акта относятся: