Источники мусульманского права.
Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Му-хаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644—-656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165—166).
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные проро- ком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг Другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII—IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями — ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.
Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — •кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.
- Предмет, метод и периодизация игпзс.
- Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.
- Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
- Государственный строй Древнего Вавилона.
- Варново-кастовый строй Древней Индии.
- Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев.
- Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика законов царя Хаммурапи.
- Регулирование имущественных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Регулирование брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
- Преступления и наказания по законам царя Хаммурапи. Судебный процесс в Древнем Вавилоне.
- Источники древнеиндийского права. Общая характеристика законов Ману.
- Регулирование имущественных отношений по законам Ману.
- Регулирование брачно-семеных отношений по законам Ману.
- Преступления и наказания по законам Ману. Судебный процесс в Древней Индии.
- Социальная структура и правовое положение населения Спарты.
- Государственный строй Спарты.
- Право Спарты.
- Становление Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
- Правовое положение населения Афин в 5-4 вв. До н.Э.
- Государственный строй Афин в 5-4 вв. До н.Э. Афинская демократия.
- Право Древних Афин.
- Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- Правовое положение населения Рима в царский период.
- Государственный строй Рима в царский период.
- Правовое положение населения Рима периода республики.
- Государственный строй Рима периода республики.
- Римское общество и государства и период принципата.
- Доминат: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франкского Королевства.
- Государственный строй Франкского королевства.
- Регулирование имущественных отношений, договорные отношения по Салической правде.
- Преступления и наказания, судебный процесс по салической правде.
- Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.
- Социальная структура и правовое положение населения Франции в период сословно-представительной монархии.
- Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии.
- Абсолютная монархия во Франции.
- Источники права феодальной Франции.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Франции.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Франции.
- Нормандское завоевание Англии и его влияние на общественный и государственный строй. Реформы Генриха 2.
- Великая Хартия Вольностей 1215 г.
- Английский абсолютизм.
- Источники права феодальной Англии.
- Право собственности, обязательственное право феодальной Англии.
- Уголовное право, судебный процесс феодальной Англии.
- Общественный и государственный строй арабского халифата.
- Источники мусульманского права.
- Характеристика институтов мусульманского права («Право личного статуса», муамалат).
- Характеристика институтов мусульманского права (преступления и наказания, судебный процесс).
- Предпосылки, политические течения, движущие силы буржуазной революции в Англии.
- Индепендентская республика в Англии.
- Протекторат Оливера Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
- Становление конституционной монархии в Англии. Habeas corpus act 1679 г.
- Американская революция: предпосылки, характер, своеобразие. Декларация независимости 1776 г.
- Конституция сша 1787 г.
- Гражданская война в сша и государственно-правовые последствия.
- Великая французская революция: предпосылки, политические течения, основные этапы.
- Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.
- Якобинская диктатура во Франции.
- Консульство и империя Наполеона Бонапарта: государственный строй и политический режим.
- Основные изменения в государственном строе сша в 20 в.
- Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.
- Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
- Государственное развитие Великобритании в 20 в.